Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Что такое "Голос ребенка"?

Что такое «Голос ребёнка»?


Вообще, про «Голос ребёнка» впервые заговорили в итальянской области Эмилия-Романья, где возник Реджио-подход. Основатель Реджио-педагогики Лорис Малагуцци говорил о том, что у ребёнка есть 100 ЯЗЫКОВ самовыражения (и движение, и конструирование, и скульптура, и другие языки, но обычно 99 из них у ребёнка отбирают, оставляя для самовыражения только язык слов). Задача взрослого - не отбирать, а, напротив, предоставить возможность детям представлять свои мысли и идеи разными способами.


То есть, голос ребёнка – это про детские идеи, детские смыслы, детскую субкультуру, детскую картину мира.



В системе Реджио есть особые правила, позволяющие услышать «Голос ребёнка»:


  • Особая роль взрослого, направленная на совместное исследование.

Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям. То есть образование идёт от ситуаций, вопросов и тем, которые заинтересовали детей.


  • Детская документация.

К документации относится запись детской речи – печатными буквами: комментарии, диалоги, обсуждения, подписи рисунков, интересные фразы, истории, гипотезы, а так же фотографии, видео, детские работы.

Документация показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность! А значит и он сам очень ценен для мира!

Принципиально важно не объяснять и не оценивать слова и жесты детей, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности. Аудио- или видеозаписи в реджио часто пересматриваются и обсуждаются вместе с детьми. Фото детских построек и скульптур можно найти в среде детского сада реджио.

Запись "слово-в-слово" за ребенком важна, потому что часто взрослые подменяют детские ответы своим содержанием, додумывают их, искажают. Им кажется, что они знают ребёнка и знают, что он думает или может думать. Но только не привнося своего и задавая массу уточняющих вопросов, мы можем увидеть настоящую детскую картину мира.


  • Развивающая среда – это третий педагог.

Приветствуется большое количество разнообразных материалов для творчества и самовыражения ребёнка на полках в открытом доступе. Материалы детской документации также появляются в среде: заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.



  • Часто педагоги спрашивают: "С чего начать? Где можно услышать голос ребёнка?"

Вот вопросы, которые не так часто задают детям, документируя дословно их ответы, но которые показывают, что детям есть, что сказать, и что детская картина мира порой сильно отличается от взрослых представлений о ней. Спросите детей:

- Какой я? Что я люблю? (Выражение себя и своего представления о себе)

- Чему я хочу научиться? Что я умею? (Цели и достижения)

- Как ребёнок воспринимает пространство и время, видит события (Представления о мире)

- Что мне нравится, что не нравится, что делает меня грустным, что делает меня радостным? (Выражение чувств и переживаний)

- Как я представляю себе явления? Почему это происходит так? Что будет, если... (Выдвижение гипотез)

- Решение творческих задач (в творчестве мы особенно проявляем свое Я)


Дети способны нас удивить и приоткрыть свой удивительный мир детства) Нужно лишь услышать тот самый Голос ребенка.

Детский сад