Проект «Школа экологического лидерства»

Программа «Школы экологического лидерства» разработана Козыревой С.П. и Шадриной Н.М.
Цель деятельности первой в республике летней «Школы экологического лидерства» связана с необходимостью дать новый импульс развитию Республиканского детского экологического движения, теряющего в последние годы свои позиции. «Школа экологического лидерства» — это мотивирование подростков к активизации детского экологического движения, стимулирование экологических инициатив, в частности, республиканского детского экологического движения.
Кроме того, это воспитание взрослого населения, отдыхающего на Байкале, через деятельность детей в рамках проекта.

В процессе реализации проекта специалистами, работающими по программе, решались следующие задачи:

1. Создание условий для формирования экологического мировоззрения всех участников процесса через опыт проживания реальных экологических ситуаций;
вовлечение в проективную деятельность по экологической тематике;
проведение тренингов экологической ответственности; психологическое
сопровождение эколого-воспитательной программы;
проведение запланированных мероприятий.
2. Постоянное обеспечение необходимой информацией в удобной для детей форме и в удобное время
3. Обеспечение открытости реализуемого проекта (привлечение к проводимым мероприятиям всех желающих из числа отдыхающих в этот период на оз. Байкал)
4. Широкое освещение деятельности детской школы экологического лидерства в СМИ ( ВГТРК, статьи в журнале «Обруч»0
5. Создание видеофильма о работе летней школы
6. Анализ результатов деятельности школы экологического лидерства с целью разработки методических рекомендаций по проведению летних экологических школ.

Результативность работы по проекту.

В Летней «Школе экологического лидерства» прошли обучение 160 детей в возрасте 9-18 лет. Работа велась по принципу «погружения» в проблематику, т.к. по замыслу разработчиков проекта, только в реальных условиях проживания экологических проблем можно перевести знания детей в природоохранные убеждения . При этом важно не «навязывать», а «выращивать» экологическое сознание. Для этого использовался распространенный и эффективный метод «малых групп».
Все запланированные мероприятия (см.далее) осуществлены в полном объеме, по некоторым направлениям была проведена даже более объемная работа (проектная деятельность, психологическая подготовка участников, приобретение туристских навыков и т.д.) Дополнительно проводилась диагностика общественно-политического потенциала участников «ШЭЛ», личностных ценностных ориентаций, желания участвовать в реформах страны. Анализ ответов позволяет сделать вывод, что «Школа экологического лидерерства» — это формирование положительных ценностных ориентаций, активной жизненной позиции подрастающего поколения.
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ БЫЛИ ВНЕДРЕНЫ НОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАНЕЕ НЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ, В ЧАСТНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ВХОЖДЕНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ.
Сначала были запланированы лишь тренинги знакомства, но затем оказалось, что психологическая помощь должна осуществляться и на этапе информирования о существующих экологических проблемах. Прежде чем глубоко погружаться в глобальную социально-экологическую проблематику, необходимо провести с учащимися определенную психологическую работу. Дело в том, что, погружаясь в проблемы грядущего, они понимают, что и сами могут оказаться в центре предполагаемых событий, а эти события могут быть отнюдь не безоблачными. В этой ситуации важно добиться, чтобы среди учащихся не оказалось людей, для которых новые сведения могут привести к потере «смысла жизни», к депрессии и т. п. Поэтому были усилены моменты психодиагностики групп и обсуждение ряда экзистенциальных вопросов. Оживление экологических инициатив нами связывалось с овладением детьми проектной деятельностью. Поэтому участники лагеря разрабатывали свои проекты различной масштабности (от республиканских до региональных и общероссийских) и обосновывали возможность их реализации, обучаясь при этом брать на себя роль лидера-организатора как детей, так и взрослого населения.
Вследствие психологической подготовленности участников гораздо легче и эффективнее, чем планировалось, прошла деятельность по разработке проектов. В результате часть проектов, получивших наиболее высокую оценку жюри (как проектов, реализация которых вполне реальна и не требует особых финансовых вложений), «поедет» в США, на Международный фестиваль озер (на оз. Тахой). Возможно, после проведения международной экспертизы проектов, им будет предоставлена возможность более быстрой реализации. (Проект «Проблемы неорганизованного туризма» и проект, посвященный проблематике сохранения рыбных ресурсов оз. Байкал.)
Через проектную работу детей мы ожидаем активизацию взрослого населения на создание экологических инициатив. Как известно, иногда приходит время, когда взрослые учатся у детей. Перевоспитание взрослого населения — нереальная задача, необходимо менять сознание с более раннего возраста.
Положительный момент летних «ШЭЛ» — то, что здесь дети разного возраста, что учит построению взаимоотношений с различными людьми, толерантности.
Школа экологического лидерства, на наш взгляд, формирует творческий коллектив детей с развитым чувством ответственности, философским миропониманием (взаимосвязь всего в природе, активной жизненной позицией), эстетическим (не потребительским!) отношением к природе , развитыми коммуникативными качествами.
Возможно, именно выпускники летней школы — будущее экологического движения республики, или, по крайней мере, это люди, неравнодушные к современным глобальным проблемам.
Качество и эффективность проведенной работы проверялась по результатам опросов-анкет. Отзывы исключительно положительные, все участники высказали желание продолжить совместную деятельность и в дальнейшем.
Предлагаем ознакомиться с различными вариантами программ проведения лагеря.
Программа мероприятий Школы экологического лидерства (2013)
День 1 — Знакомство
1. Размещение отрядов
2. Обсуждение и выработка правил жизни в лагере
3. Согласование режимных моментов
4. Знакомство с территорией лагеря
5. Согласование графика дежурства
6. Презентация отрядов ( эмблема девиз, кредо, выборы Совета отряда, общелагерного Совета )
7. Знакомство с ежевечерним традиционным костром:
Костер Первый — игра «Знакомство» — анализ ожиданий, коррекция плана мероприятий с учетом интересных предложений.

День 2 — Игра «Разведчики»
1. Игра проходит в первой половине дня. Задача каждого отряда — открыть как можно больше интересного на ближайшей территории. (Для каждого отряда территория будет четко ограничена).
Цель игры -определить объекты постоянной экологической заботы.
Результат игры — составить карту местности и наметить план работы .
Значение игры в проявлении экологической инициативы и формировании умения самостоятельно принимать общественно важные решения.
Больше баллов набирает отряд, сумевший найти как можно больше возможностей проявления экологической заботы.
Во второй половине дня предполагается работа по реализации намеченных целей. Всем отрядам будут предоставлены необходимые материалы, инвентарь и т.п. для работы на своей территории, оформления знаков, создания листовок и т.д.
Второй Костер — анализ дня: что понравилось, что — нет. Что удалось сделать, что получилось не совсем. Чему научил меня сегодняшний день? Что бы в нем мне хотелось изменить?
День 3

Первая половина дня

  • продолжение работы на объектах экологической заботы
  • научно- исследовательская деятельность
  • анализ забора воды
  • наблюдение за птицами ( проведение съемок, фотографирование)
  • описание фауны территории

Вторая половина дня

  • Разработка и предзащита проектов. Подготовка к экологическому празднику.
  • Третий Костер — рефлексия прожитого дня. «Я — будущее планеты» (в чем моя личная ответственность за мою жизнь, Байкал, планету. Моя миссия. Что я могу сделать сегодня для завтра?)

День 4
Первая половина дня — Мини-тренинг «Живая душа природы»
Цель: развитие сенситивности, умения сопереживать, наблюдательности, лучшее понимание себя.
(Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Прислушайся, присмотрись, найди себе друга из числа замеченных животных, растений, насекомых., обитающих на территории. Что у вас общего ?)
Вторая половина дня:
1. Игра «Как лечить природу?»
2. Спортивные мероприятия. Здоровье — ценность для всех природных существ, в том числе и для человека.
3. Четвертый костер — «Мои таланты».
День 5
Первая половина дня:
Работа с отдыхающими Цель игры: пропаганда экологических знаний среди населения. Создание совместных акций. Большее количество баллов получает та команда, которой удалось вовлечь большее число людей в реализацию своих идей (предполагаются все виды деятельности: научно-исследовательская, творческая, спортивная).
Экологический брейн-ринг

Вторая половина дня:

  • Конкурс » Лучший экологический плакат» (подготовка, защита).
  • Пятый Костер — «Какие добрые дела я сделал сегодня?» (рефлексия сегодняшнего дня).

День 6 — Однодневный пеший поход.
Задачи похода — проведение видео- и фото съемок, наблюдение за суточным ритмом природы.
День 7
Первая половина дня:

  • Театрализованное представление «Экологическая сказка о воде».
  • Оформление лагерной газеты, заполнение дневника «Школы».

Вторая половина дня:

  • «Круглый стол» — «В беде ли Байкал?»

Создание перспективных долговременных совместных проектов, направленных на сохранение природных особенностей республики (с привлечением правительственных структур, научной общественности СМИ). Формирование Заказа Грядущего поколения.
Седьмой Костер «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
День 8 — Отъезд

Программа мероприятий Школы экологического лидерства (2010г)

Цель: развитие творческого потенциала детей.

1-й день — день знакомств

  • Открытие лагеря, проведение инструктажей по охране здоровья, по пожарной безопасности. Мониторинг состояния здоровья детей, антропометрические данные.
  • Экспресс-эстафета «Здравствуй Экоград!»
  • Час знакомств жителей Экограда, расскажи мне о себе.

2-й день — конкурс телекомпаний

  • Конкурс «Моя визитная карточка Экограда».
  • Клуб интересных встреч. Дискуссия о лидерстве. Обсуждение качеств лидера.
  • Чистофета. Акция по очистке берега.
    Просветительская работа с отдыхающими

3-й день — канал «Природа»

  • Чистофета. Акция по очистке берега.
  • Просветительская работа с отдыхающими.
  • Деоловая игра « Принимаем решения»- навыки лидерских качеств.
  • Конкурс доисторических украшений.

4-й день — морской канал

  • Вода — источник жизни. Забор воды на анализ. Обсуждение результатов.
  • Праздник Нептуна.
  • Турнир водохлебов.
  • Два корабля (сюжетно-ролевая игра).
  • Остров сокровищ.

5-й день — презентация

  • Праздничная линейка.
  • Презентация Экограда.
  • Хит-парад «Экоградцы — какие они?»
  • Костер.

6-й день — канал предпринимателей

  • Фандрайзинг. Поиск средств для реализации проектов (семинар- обучение)
  • Тренинг организационных навыков участников.
  • Конкурс на лагерную валюту.
  • Чистофета. Акция по очистке берега.

7-й день — канал романтиков

  • Робинзон и робинзоны.
  • Наблюдения за насекомыми.
  • Конкурс живых картин.
  • Конкурс «видеоклипов».
  • Чистофета. Акция по очистке берега.
  • Просветительская работа с отдыхающими

8-й день — канал «Вместе»

  • Тренинг коммуникативных навыков.
  • «Единой, дружной семьей». Создание единой команды
  • Хороводные «смотрины».

9-й день — канал следопытов

  • Лучшие фото. Следопыты. Самое интересное наблюдение.
  • Информация о методах самооздоровления кофи-до (старомонгольская гимнастика). Самомассаж.

10-й день — театрально-музыкальный канал

  • Навыки спонтанного поведения лидера. КАМ: Конкурс актерского мастерства.
  • «Пойми меня».
  • Невербальные навыки общения.
  • Конкурс гитарной песни( лучшее исполнение, авторские песни).
  • Костер «Звездный небосвод»

11-й день — канал неожиданностей

  • Разработка участниками лагеря проектов и программ. Презентация. Защита. Вопросы их реализации (Составление плана с утверждением сроков).
  • Подготовка и проведение КВН.

12-й день — канал «Здоровье»

  • Чистофета. Акция по очистке берега.
  • Просветительская работа с отдыхающими.
  • Слабо?! Гимнастика.
  • Природная аптека
  • Спортивные соревнования. Кто сильнее, быстрее,умнее.

13-й день — канал вежливости

  • Ходим в гости. Встречаем гостей.
  • Этический «тир».
  • Комплиментарий.
  • Концерт по заявкам «Ромашка».
  • Праздничная программа «Мы- дети Байкала».

14-й день — закрытие лагеря Экограда

  • Праздничная линейка.
  • Вручение «Экооскаров», ЭКОТЕФИ.
  • Шествие любимцев публики,
  • Занимательная эпопея.
  • Костер «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.»
  • Мониторинг состояния здоровья детей, антропометрия.

Закрытие лагеря
«Школа экологического лидерства» дала толчок к дальнейшему расширению сотрудничества со всеми организациями, работающими в экологической проблематике или имеющим к ней отношение (нами получены заявки на привлечение в качестве вожатых студентов- психологов Байкальского филиала Московского гуманитарного института, приглашение о проведении семинара по программе организации школы на базе Института повышения квалификации для педагогов-экологов).