Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Изучаем литературу по-новому. Творим!

«Эврика» в образовательном процессе! Мы побеседовали с директором муниципальной общеобразовательной школы «Эврика-развитие» города Томска - Надеждой Владимировной Муха о создании школьных проектов, об организации самого учебного процесса и новаторском подходе к изучению предмета «литература».


СПРАВКА: Коллективом школы была разработана и введена новая педагогическая позиция – тьютора, который занимается сопровождением индивидуальной образовательной программы учащегося. Учебное заведение с самого начала мыслило себя площадкой «открытого типа», ориентированной на индивидуальную активность ребёнка, на становление его способности к самообразованию и самоопределению.




Ваша заявка выиграла на Всероссийском конкурсе грантовых проектов для педагогов СОТ 2021. В чём основная проектная идея?

Мы хотим изменить содержание и способ реализации предмета «литература» в соответствии с современными представлениями о том, как данный предмет в качестве культурного слоя может быть приближен максимально к ученику. Как школьник может стать не просто читателем, рассказчиком или обозревателем литературного творчества, но и автором собственных произведений, пьес, стихотворений. Чтобы он стал создателем в широком смысле этого слова разных продуктов творческого (не только литературного) характера.


Каким образом ваш заявленный проект стал частью основной образовательной программы?

Это один из аспектов проекта. Есть основная образовательная программа, которая включает в себя рабочие программы по учебным предметам. Теперь школа, пользуясь своим правом создавать и основную образовательную программу, и рабочие программы, применяет такие технологические и образовательные ходы, чтобы ребёнок был автором всевозможного литературного творчества и чтобы в рамках занятий этим предметом он смог осуществить множество проб себя как человека, который достигает конечного творческого продукта и представляет его публике. Таким образом, растёт и входит в культуру.


На какие типы результатов это работает?

Собственно, на все. Кстати, в проект, который выиграл грант, входит не только литература, но и другие предметы, которые через межпредметное и метапредметное содержание, присоединяясь к общепроектной деятельности, могут способствовать главной цели проекта. Я говорю о технологии, русском языке и др.


Во-первых, это позволяет улучшить качество самого предметного результата. Почему? Потому что появляется осмысленность: что значит проникать в голову писателя, реконструировать ход его мыслей, быть в деятельной читательской позиции или позиции критика и т.д. Плюс имеется целый комплекс метапредметных результатов, потому что проектная деятельность требует разных действий, в том числе по коммуникации, соорганизации, планированию, целеполаганию и всего остального. Это общеучебные или общепрофессиональные действия. Например, компьютерная вёрстка и владение ПК – это же не только информационные технологии, а фактически часть жизни и работы человека в любой профессии на сегодня.


Во-вторых, конечно же, влияние на личностный результат. Как только человек начинает разнопозиционно видеть предмет, авторское произведение, деятельность, то постепенно учитывает и понимает точки зрения действия, позиции, интересы, ценности очень разных людей. Вот этого и добивается наша школа через изменения содержания и способа преподавания предмета.



То есть у ребёнка появляется мотивация для личностного роста?

Именно! Даже возникает какая-то профессиональная мотивация. Фактически школьник пробует себя в профессиональном поле. Он попробовал себя автором, издателем, критиком, верстальщиком, графическим дизайнером и т.д.

Проектная деятельность тем и прекрасна, что она позволяет сделать разного рода профессиональные пробы. Возможно, одним из личностных результатов станет дальнейшее профессиональное самоопределение ученика.


Можно сказать, что выстраиваются сквозные образовательные траектории, которые позволяют ребёнку увидеть целостную картину мира?

Конечно. Эту сквозную образовательную траекторию внутри проекта можно увидеть так:

ребёнок на предмете «литература» вдруг зацепляется за определённый жанр или пробу;

дети в зависимости от того, насколько сильно они заинтересовались аспектом образовательной деятельности, начинают пробовать себя в разных сферах:

  • кто-то из этой литературной зацепки уйдёт в вёрстку, книгоиздание, корректирование, рецензирование, редактирование текстов – раз - с русским языком завязались; раз - с информатикой завязались;
  • кто-то уйдёт глубоко в творческий процесс и самовыражение, и через театр пойдёт дальше

Возникает дорожка разных путей дальнейшей самореализации и сборки результата, с одной стороны, проектной деятельности, а, с другой стороны – предметного литературного образования. Этот путь сквозной, так как он идёт через образовательную программу ребёнка в сопровождении педагогов и тьюторов, которые помогают в достижении конечного продукта.



У вас есть готовые продукты детского творчества. Расскажите немного об этом. Может, выделите особенности данного процесса?

За время реализации проекта были осуществлены пробы школьной литературной мастерской, которая нацеливалась на выпуск самиздатных книг. Данная продукция успела побывать на полках школьных выставок, распространиться в школьных библиотеках, экземпляры разошлись по читателям. В нашем учебном заведении была создана масса книг коллективного и индивидуального труда ребят. Смотрите, школьники (подросткового возраста и старшеклассники) не только прочитали книги, но и написали за этот период собственные произведения.


Можно взять и почитать экземпляр?

Да, конечно!

Например, берём книгу «Десант нарциссов»:

Героем быть ты не обязан,

Но если сел в седло – не ной.

Рассвет. Каньон. Табун. Погоня.

Ковбой.


Или стихотворение «Растущий ковбой»:

Нарцисс. Тюльпан. Или ковбой.

Кричи «Ура! Уже отбой».


О «боли на грани»:

Если бы я готовил плов,

Я бы делал это с остротой.

Если бы я причинял боль,

Я бы делал это с остротой.

Если бы я сверкал,

Я бы делал это с остротой.

Но я просто сладкое яблоко.


Вот несколько примеров детского творчества в нашей школе «Эврика».


В чём сложность при возникновении проекта?

Сложности заключаются в следующем:

В неком сложившемся учительском мнении: «надо сначала научить реализовывать проект», то есть рассказать, как это правильно сделать (о целях, задачах, конечном результате). Как только это возникает при обучении, то школьникам становится скучно, и они начинают относиться к данному процессу формально.


В том, каким образом поступить педагогу, чтобы найти предмет содержания, идею проекта, которые будут актуальны и не оторваны от реальности для конкретного школьного сообщества. К примеру, ученики предлагают проект некоего космического самолёта, который может полететь в далёком 2061 году. По факту, это же всё фантазии на бумаге без возможности воплощения здесь и сейчас.


В поисках актуальности. Надо понимать, что проектная деятельность не для того, чтобы научиться что-то реализовывать, а для того чтобы пройти пробный путь делать что-то с нуля до конечного продукта и прийти из состояния «не было – стало».


На каком этапе дети обычно выходят из проекта?

Когда нужно сделать реальное действие. Не просто помыслить, а осуществить. Недавно у нас девятиклассники предъявляли варианты промежуточной деятельности для всей администрации школы. Это была исключительно идея школьников. И в этом они молодцы, что показали свои задумки, чтобы определить возможность их осуществления.


Какой этап оказывается самым сложным для учеников?

Сложности возникают тогда, когда дело доходит до реального систематического действия, которому надо посвятить время. К примеру, создание клуба настольных игр. Для этого нужно остаться после школы, чтобы разработать правила, структуру, составить объявления, принести игры и так далее. При этом возникнет новая реальность, где школьники не будут хаотично бегать на переменах, а заниматься определённой деятельностью, которую сами создали. Педагогу в данном случае надо продумать многое: самим играть с детьми, создать определённый алгоритм деятельности данного кружка, если вдруг дети не пришли, то понять – почему.

Погружать себя в такую долгую стихию трудно для подростка, так как дети живут очень короткими вещами. И это всё надо учитывать педагогам, сопровождающим проект.


То есть в проекте всегда важна субъектная позиция?

Да, чтобы был деятель-автор. Обычным автором быть легко, предлагая некую идею. Важнее то, как эту идею реализовать. Для этого и необходим деятель. Самое сложное – сделать волевое, долгое, всё время переоформляемое собственное действие. Именно это влияет на подростковое взросление.


Расскажите о тех трудностях, с которыми встречается педагог?

Надо педагогу освободиться от академизма, клише и шаблонов в разворачивании любого образовательного процесса, чтобы в дальнейшем совершить действие, которое поможет случиться естественной стихии. Потому что для подростка сам проект является естественным протеканием учебного процесса. Проще говоря – «движуха» и «взрыв активности», которые должны увенчаться свершившимся событием.


Далее возникает вопрос, что можно дать учителям помимо готовых методичек и какие методические инструменты будут порождены в ходе проекта, чтобы педагоги могли заниматься неформальной настоящей образовательной деятельностью.

У преподавателей нашей школы возникла методичка нового типа по написанию книг - «Книгашторм». Она выглядит как картиночный чек-лист и является методическим пособием для обеих сторон – учителя и ученика.


Почему так много чек-листов в методичке?

Потому что они созданы для каждой книги нашего проекта. Каждый знак обозначает действие. Педагог должен сказать ребятам о том, что чек-лист – это тот путь, по которому мы пойдём. И сообщить, что это наш общий продукт, давайте мы для начала его породим, а потом будем преображать и дополнять необходимыми характеристиками. По сути, чек-лист – это модель.


Будущее образовательного процесса за понятными методическими опорами молодёжного формата. Это будет хорошим подспорьем в работе молодых учителей – бывших студентов педагогических вузов. Поможет им не утонуть в излишней академичности и просто нести знания детям.


Интервью брала Наталья Шадрина

Текст записала - Елизавета Ласькова

Фото из открытых источников школы "Эврика-развитие"

Школа