Для многих просмотр фильмов является лучшим способом провести свободное время. Только представьте, какую роль играет киноискусство в нашей культуре и жизни в целом.
Меж тем, художественные фильмы могут стать не только развлечением, но и инструментом познания себя и других, и даже инструментом обучения. Ведь кино - целое пространство для изучения человека и действительности, которое помогает разобраться в психическом мире человека, разных характерах, эмоциях, мыслях и поступках. Особенно ценен этот опыт для детей и подростков, когда жизненного опыта взаимодействия еще недостаточно, и фильмы становятся источником примеров для подражания, помогают найти мотивацию и «подсмотреть» способы решения непростых ситуаций.
О воспитательном и образовательном значении кино начали говорить еще в 30-е годы прошлого века. Советскими психологами особенно широко исследовалась тема «кино и дети». А в конце XX века лондонский психотерапевт Берни Вудер ввел термин «кинотерапия». Сегодня кинотерапией называют разновидность арт-терапии и относят к методам «лечения искусством». Кинотерапия применяется, например, как один из методов групповой работы с детьми и их родителями по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Кинотерапию начинают использовать школьные службы примирения.
Кинотерапия отличается от привычного нам просмотра фильма тем, что зритель переходит от пассивной формы восприятия к активной, которая заключается, главным образом, в осмыслении полученной информации: анализ личности и поведения героев, их отношений, причин и следствий их поступков, а также установления параллелей со своим личным опытом.
Процесс осмысления позволяет задавать вопросы и размышлять над ответами, опираясь на увиденное на экране и пережитое в жизни. Если научиться задавать грамотные вопросы, то практически любой, даже самый слабый и художественно невыразительный фильм сможет стать источником полезной информации. А уж киношедевры - тем более!
Например, после просмотра фильма можно обсудить с ребенком:
- Какие эмоции вызвал фильм? Что тебя рассмешило, расстроило, вызвало раздражение, испугало, оттолкнуло? - Наблюдал ли ты подобные ситуации и отношения в своей жизни?
- Каков стиль общения героев фильма? Как они решают свои проблемы?
- Как поступил бы ты в этой ситуации? Почему?
- Кто из героев тебе наиболее симпатичен и почему? Кому ты сочувствуешь и почему?
- На кого из героев ты похож или похож кто-то из твоих знакомых? На кого хотел бы походить?
С дошкольниками можно говорить так же о мультфильмах. Например, предложите родителям на выходных посмотреть что-то из заранее составленного вами списка, объясните, для чего это нужно, расскажите, в какой форме будет проходить обсуждение. И затем обсудите в группе.
Кино для просмотра в терапевтических целях можно выбирать в зависимости от психологической проблемы, которую хотели бы поднять в группе. Вот, например, небольшая подборка фильмов, которые помогут в работе над детской самооценкой:
- Каратэ-пацан (2010)
- Матильда (1996)
- Простушка (2015)
- Заплати другому (2000)
- Бесконечная история (1984)
Приятного вам просмотра!