Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Кинотерапия. Как с пользой смотреть фильмы с детьми?

Для многих просмотр фильмов является лучшим способом провести свободное время. Только представьте, какую роль играет киноискусство в нашей культуре и жизни в целом.

Меж тем, художественные фильмы могут стать не только развлечением, но и инструментом познания себя и других, и даже инструментом обучения. Ведь кино - целое пространство для изучения человека и действительности, которое помогает разобраться в психическом мире человека, разных характерах, эмоциях, мыслях и поступках. Особенно ценен этот опыт для детей и подростков, когда жизненного опыта взаимодействия еще недостаточно, и фильмы становятся источником примеров для подражания, помогают найти мотивацию и «подсмотреть» способы решения непростых ситуаций.


О воспитательном и образовательном значении кино начали говорить еще в 30-е годы прошлого века. Советскими психологами особенно широко исследовалась тема «кино и дети». А в конце XX века лондонский психотерапевт Берни Вудер ввел термин «кинотерапия». Сегодня кинотерапией называют разновидность арт-терапии и относят к методам «лечения искусством». Кинотерапия применяется, например, как один из методов групповой работы с детьми и их родителями по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Кинотерапию начинают использовать школьные службы примирения.

Кинотерапия отличается от привычного нам просмотра фильма тем, что зритель переходит от пассивной формы восприятия к активной, которая заключается, главным образом, в осмыслении полученной информации: анализ личности и поведения героев, их отношений, причин и следствий их поступков, а также установления параллелей со своим личным опытом.


Процесс осмысления позволяет задавать вопросы и размышлять над ответами, опираясь на увиденное на экране и пережитое в жизни. Если научиться задавать грамотные вопросы, то практически любой, даже самый слабый и художественно невыразительный фильм сможет стать источником полезной информации. А уж киношедевры - тем более!


Например, после просмотра фильма можно обсудить с ребенком:

  • Какие эмоции вызвал фильм? Что тебя рассмешило, расстроило, вызвало раздражение, испугало, оттолкнуло? - Наблюдал ли ты подобные ситуации и отношения в своей жизни?
  • Каков стиль общения героев фильма? Как они решают свои проблемы?
  • Как поступил бы ты в этой ситуации? Почему?
  • Кто из героев тебе наиболее симпатичен и почему? Кому ты сочувствуешь и почему?
  • На кого из героев ты похож или похож кто-то из твоих знакомых? На кого хотел бы походить?

С дошкольниками можно говорить так же о мультфильмах. Например, предложите родителям на выходных посмотреть что-то из заранее составленного вами списка, объясните, для чего это нужно, расскажите, в какой форме будет проходить обсуждение. И затем обсудите в группе.


Кино для просмотра в терапевтических целях можно выбирать в зависимости от психологической проблемы, которую хотели бы поднять в группе.  Вот, например, небольшая подборка фильмов, которые помогут в работе над детской самооценкой:

  • Каратэ-пацан (2010)
  • Матильда (1996)
  • Простушка (2015)
  • Заплати другому (2000)
  • Бесконечная история (1984)
Более 100 идей фильмов для совместного просмотра с детьми можно найти по ссылке в сообществе Кинотерапия и кинотренинг. Смотреть список фильмов.

Приятного вам просмотра!

Психология