Статьи

Что же такое игра?

Как выглядит ребенок, который играет? Что ему дает игра? А вы уверены вообще, что правильно понимаете, что такое «игра»? Этот термин идет откуда-то из детства и всем кажется ужасно знакомым, и поэтому далеко не все приходят к мысли о том, что это слово нужно изучать глубже, чем на обывательском уровне. Ведь на самом деле, есть важные аспекты игры, о которых часто забывают и, соответственно, делают ее не такой полезной, какой она могла бы быть для ребенка. Пообщались с Жанной Сугак, директором частной школы и детского сада «Золотой ключик», и узнали более подробно о том, как все-таки выглядит игра и какое влияние она оказывает на ребенка.

— Расскажите, пожалуйста, что такое игра применительно к детям дошкольного возраста?

Жанна: Когда заходит речь об игре, я всегда у своих коллег интересуюсь: «Друзья, а мы про что вообще сейчас говорим?». В ответ я получаю настоящий веер даже не терминов, и субъективных представлений о том, что такое игра. И я понимаю, что как бы мы ни говорили о ее важности и ценности, люди все равно видят ее по-другому. Открывают, может быть, обыкновенную методичку, где прописаны некие виды игры — например, дидактическая, театральная, подвижная и так далее. Но это какое-то очень поверхностное, как будто бы даже детсадовское представление. Хотя есть, например, отличные работы у Даниила Борисовича Эльконина и Елены Евгеньевны Кравцовой, но никому это почему-то не надо, так как есть вот это свое представление.

Почему я об этом так долго говорю? Потому что многие забывают, что важный элемент игры — это не только ребенок и его деятельность, но еще и взрослый, который является полноправным участником игрового процесса. Сейчас вот очень популярен термин «развивающая среда», в которой ребенок обучается, но даже со всеми самыми энергоемкими средствами это невозможно сделать без проводника, которым и выступает взрослый человек. Конечно, важно, чтобы группа была оборудована разными средствами, способствующими игре, но еще важнее, чтобы был переводчик с языка обучения на язык ребенка.

И если уж говорить о том, что такое игра, то это, на самом деле, очень мощный психологический феномен, который сводится к простой вещи: в результате того, что человек играет, он меняется за счет того, что у него уже есть. Ребенок развивает свои личностные качества через призму, которую дает ему игра, и если игра не оказывает никакого влияния, то она ничем не отличается от обычного, например, конструирования.

При этом, вот мы любим говорить о готовности ребенка к школе, но практически не обращаем внимания на его умение играть, которому также нужно научиться.

— Как понять вообще, что ребенок умеет играть?

Жанна: Во-первых, он должен уметь общаться — в первую очередь, со взрослыми. Это означает, что ему нужно не просто научиться формировать свою речь, а быть полноправным субъектом коммуникации, где два человека говорят, делятся мнениями и оказывают влияние друг на друга. То есть мы, например, с вами общаемся: у вас есть свое мнение, у меня есть свое, и мы теперь знаем, что на определенную ситуацию существуют как минимум две позиции. Это и есть общение, где два субъекта слышат друг друга и развиваются.

Во-вторых, ребенок должен иметь навык предметно-манипулятивной деятельности. То есть быть «на короткой ноге» с окружающими его предметами, знать, какой у них функционал, понимать, что с ними можно что-то делать и так далее. Конечно, ребенок все знать не может, но для этого и нужно общение со взрослым, к которому можно обратиться и все узнать. И если ребенок вот такой, то он легко начинает играть, учиться этому со своими сверстниками и взрослыми, которые помогают ему погрузиться в процесс и проявить себя, свою фантазию и творческую инициативу.

— Какое влияние игра оказывает на ребенка?

Жанна: Как я уже говорила, в процессе игры ребенок качественно меняется. Он приносит в процесс часть себя и, даже если берет какую-то роль, все равно остается таким, какой он есть. Можно сказать, что игра строится на личных качествах, умениях и желаниях ребенка, и именно их он в себе развивает. Это не всегда дается просто, так как любая игра строится на интересе. Вот, например, прочитал ребенок сказку «Волк и семеро козлят», ему история так понравилась, что захотелось в нее погрузиться. Но он же не будет полностью повторять то, что было придумано до него, верно? Ребенок начнет искать новые ходы, новые концовки, варианты действий, а это не так-то просто.

Поэтому, как правило, дети играют немного — это требует колоссальных усилий, и они быстро устают. Но при этом, важно понимать, игра все равно считается превалирующей деятельностью. И не потому, что ребенок постоянно играет (мы выяснили, что нет, не постоянно), а скорее потому, что она больше всех остальных занятия оказывает на него влияние. Вместе с тем развиваются интеллект, эмоции, коммуникативные навыки, так как ребенок играет не один, а со сверстниками или взрослыми, чье мнение также важно учитывать, чтобы процесс не прекращался.

В общем, переоценить влияние игры на человека невозможно. Более того, в процессе дети еще и учатся, кстати, справляться со своими проблемами, что очень важно по жизни. Некоторые взрослые люди занимаются арт-терапией, музыкальной терапией, например, и это все — форматы игры, к которым они прибегают уже в более взрослом возрасте, так как «недоиграли» в детстве.

— А можно по тому, как ребенок играет, оценить, готов ли он к школе?

Жанна: Мне кажется, что в этом нет прямой связи. То есть, невозможно по умению ребенка играть оценить, будет ли он хорошо учиться в школе. Потому что игры в дошкольном возрасте и в школе немного разные: во втором варианте начинается «игра по правилам», хотя раньше ребенок мог быть на 100% вольным в своей интерпретации игры. То есть, в школе игра становится средством обучения, а не самим обучением.

Однако можно сказать, что у играющего ребенка больше шансов справляться со всеми сложностями и переменами, которые с ним происходят, когда он идет в школу. Но это не столько разговор про школу, сколько про жизнь в целом. Ведь в процессе игры ребенок учится коммуницировать, понимать другие точки зрения, обретает способность управлять ситуацией и договариваться — это все важно как в школе, так и во всей остальной деятельности человека. Игра — это своего рода средство созревания, но не показатель готовности к школе.