Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Как говорить с родителями о преемственности?

«Родительское собрание» как формат защиты проектов опробовали на Весенней школе «Шаг». Несколько дней команды обсуждали модели преемственности друг с другом, презентовали схемы экспертам, дискутировали, и пришло время задуматься, как вынести свои придумки во «внешний мир»? Например, как донести нововведения в организации обучения и новое понимание связки сада и школы до родителей, ведь именно они будут принимать решение, отдавать ли ребенка в такой сад или школу.


Интересная и несложная вроде идея оказалась сложной в воплощении. Одно дело договариваться с коллегами, говоря на одном профессиональном языке, находясь в похожих ролях и контексте. Другое дело – донести свои идеи до «внешнего мира».

Устроили ролевую игру, где были и учителя, и родители, и презентация нововведений в саду/школе, и сакраментальный вопрос в конце: «ну что родители, как вам такое предложение?». Результат оценивали по числу поднятых рук, вовлеченности «родительского коллектива» и задаваемым вопросам.


Знаете, что выяснилось? Что мы редко говорим с родителями о содержании образования, общем поле ценностей и результатов, о том, куда мы идем и ведем за собой детей, о том, как родители и школа видят суть образования.


Пока обсуждали защиту, вывели несколько лайфхаков для родительских собраний о преемственности сада и школы:

• Говорите понятным языком, не используйте педагогические термины (никаких «метапредметные занятия», «сквозные результаты», «сетевое взаимодействие», «локация» и т.д.)

• Родительское собрание – место для диалога. Стройте диалог, ведь монолог директора можно записать на видео или выложить на сайте.

• Заранее узнайте, что волнует родителей, проведите подготовительную работу, чтобы на собрании представить решения, отталкиваясь от запроса и тревог.

• Работайте по-разному с разными типажами родителей.

• Представляя программу преемственности сада и школы, выступайте вдвоем (представители сада и представители школы), чтобы сразу обозначить ваше сотрудничество.

• Говорите о преимуществах: что конкретно дадут нововведения детям, в чем развитие, приросты, выгода. Чего не было и что появится?

• Приводите примеры, кейсы. Расскажите о выпускниках сада, которые успешно адаптировались к школе.

• Если школу представляет один учитель, он представляет лицо школы. Позовите на собрание многих педагогов, чтобы показать, какие разные люди работают в школе, и для каждого родителя найдется «свой» учитель на собрании.

• Ведите взрослый диалог, не сюсюкайте с родителями («наши детки»)

• Тщательно следите за лексикой, не используйте фразы и слова, которые можно понять двояко.

• Устраивайте совместные родительские собрания для родителей дошкольников и школьников, чтобы формировать преемственность уж на уровне родителей.

• Дайте пространство и время для родителей пообщаться между собой – это важно.


«Если вы не умеете разговаривать с родителями, то отрицательных эффектов от родительского собрания может быть больше, чем положительных, - считают эксперты. - Вообще, формат собрания как часового монолога учителя уже изжил себя. Нужно менять формат взаимодействия на совместную деятельность с родителями, а просто общение переносить в другие пространства, например, в сеть».


Текст- Марина Лихошерстных

Школа