Статьи

Не каждое событие является образовательным: важно знать

В пятый день Международной онлайн стажировки "ШАГ" по лучшим дошкольным практикам мы отправились в детский сад «Золотой ключик» г. Москвы, который работает по одноименной образовательной программе дошкольного образования.

В программе «Золотой ключик» под ред. Г.Г. Кравцова образовательное событие представлено в его исходном психолого-педагогическом понимании. Сейчас многие детские сады используют эту технологию, но не всегда полностью реализуют заложенный в ней смысл.


Если обобщить, образовательное событие – это совместно проживаемый детьми и взрослыми вид деятельности, где органично сочетаются условный характер и реальные способы воплощения, и решаются образовательные задачи в соответствии с возрастными особенностями развития ребенка.

Событие всегда характеризует яркая эмоциональная вовлеченность. Не путать с развлечением: ребенку не просто весело, а его тянет изучать тему, узнавать новое, погружаться вглубь темы. Событие заряжает ребенка мотивацией исследовать, драматургия события подстегивает воображение детей, и вот уже их познанием движет собственный интерес.

«Если не создать условия, чтобы воображению было куда опереться, получится просто набор интересных занятий, а не событие. Событие активирует воображение».

Если событие только развлекает или становится набором интересных занятий, не подстегивающих мотивацию, инициативу, познавательный интерес ребенка или воображение – это не образовательное событие.

Суть программы «Золотой ключик» не только превратить жизнь детского сада в череду вовлекающих событий, а решать образовательные задачи по научным основаниям. Программа «Золотой ключик» основывается на концепции Л.С. Выготского и теории психического развития ребенка, своем видении соотношения процессов обучения и развития, понятии зоны ближайшего развития, понимании игры как ведущего вида деятельности дошкольника.

Цикл программы идет 7 лет, при этом первые 4 года посвящены четырем большим направлениям:

• Пространство – осмысление себя, своего тела, пространства группы, мира.

• Время – вчера, сегодня, завтра, линия времени, календари, путешествия во времени.

• Материальный мир – материалы, способы обработки.

• Я сам и другие – социальный мир, который не так статичен, как казалось ребенку.

Почему заложена именно такая последовательность направлений? Потому что логика онтогенеза, развития человека идет таким же чередом. Именно таким образом любой ребенок познает мир: от пространства до социума.

Поэтому важно соблюдать последовательность блоков, заложенных в программе, идти от первого года программы к седьмому, получая на финише полную целостную картину мира, сложившуюся у ребенка. «Педагогам важно пройти весь цикл 7 лет программы, чтобы научиться самим конструировать события и управлять образовательным процессом».

«Программа «Золотой ключик» - это не игры и развлечения, это научно выстроенная, теоретически обоснованная программа развития ребенка в соответствии с культурно-историческим подходом Л.С. Выготского. Нельзя взять из нее кусочек, реализовать приблизительно и получить заложенный в ней результат. Это система, для которой нужно иметь глубокие психологические и педагогические знания», - объясняет Жанна Сугак.

«Все события в программе – часть большой логической схемы. События могут быть заменены на схожие, могут появляться спонтанные события, иметь немного разное наполнение, но их последовательность не может изменить общий вектор, который основан на логике онтогенеза - развитии человека».

«Нет такого, что ребенок действует хаотично по своей инициативе, а взрослый следует за ним. Именно взрослый является ведущим для ребенка, постепенно открывая ему мир, задает контекст, смысл происходящего, следует логике познания, от взрослого зависит интересная, насыщенная жизнь детей и гармоничное их развитие», - уверена Жанна Петровна.

Для «Золотого ключика» принципиальным является разновозрастность группы, когда младшие учатся у старших. Содержание события строится на самых больших детях, чтобы самые опытные и взрослые получали возможности развития, а более младшие тянулись за ними.

Среда также работает под событие, она функциональна, меняется в зависимости от темы события. Некоторые события требуют, чтобы среда пости опустела (например, при изучении блока Пространство), а потом заполнялась заново под текущие задачи. «Ребенок может подойти, снять со стены что-то и повесить что-то другое. Это пространство детей, которое меняется в соответствии с тем, что сейчас изучают дети, чем увлечены».

Событие не может идти 2 часа или один день, минимум – неделю, а может и две, и месяц. И праздник в детском саду – это не постановочный концерт, а завязка или окончание события, он логично вплетен в текущую жизнь детского сада.

Разграничим роли: педагог – не аниматор. «Нельзя путать педагога с аниматором, это в корне не так. У аниматора есть задача развлечь, развеселить, он все внимание максимально концентрирует на себе. Задача события - чтобы ребенок проявлял инициативу, чтобы ему захотелось исследовать, быть активным, прожить это событие, что-то узнать, поделать.

Взрослый не может быть всегда в центре внимания, он должен задавать содержание, а дети выстраивают свою активность самостоятельно, не замечая, как взрослый их слегка направляет. И важная часть события – рефлексия, которой в анимации нет».

В «Золотом ключике» действует принцип парной педагогики, когда два педагога находятся в разных ролевых позициях. Один из педагогов в ходе события задает правила и их удерживает, а второй помогает детям эти правила освоить, сжиться с ними. Парная педагогика помогает сформировать у детей зону ближайшего развития.

Вообще, главный принцип «Золотого ключика»: взрослый человек не учит ребенка, а живет рядом с ним интересной жизнью. Причем это прямая цитата из примерной основной образовательной программы. «Событие – это многогранная жизнь увлеченных людей. Чтобы событие состоялось, взрослому самому должно быть интересно, он должен сам проживать событие, чувствовать, что это здорово, интересно».

Не зря «Ключик» выпал на последний день стажировки: Жанна Сугак много говорила о вдохновении, командности и о том, что в детском саду личность педагога имеет не меньшее значение, чем ребенка. «Педагог - не просто механический объект, передающий программу. Ты - это ты, со своим внутренним миром, интересами, со своей личностью. Ребенок не воспринимает отдельно семью, образовательную программу и педагога, для него это один цельный мир».

«В педвузах уделяют много внимания технологиям, и недостаточно – возрастной психологии, коммуникации, личностному развитию самого педагога. Как увидеть ребенка, как создать с ним контакт? Что важно именно в этом возрасте? Как понять, что происходит в семье, чем она живет, как развернуть семью лицом к ребенку? Как построить коллектив единомышленников?»

Именно поэтому в «Золотом ключике» на первый план выходят отношения: между взрослым и ребенком, между детьми, между детским садом и родителями, между педагогами, - все эти отношения должны строиться на доверии, желании понять другого и сотрудничестве. «Стройте команду. Как только вы будете настоящей командой, вы сможете решить любую проблему», - напутствовала Жанна стажеров.

Текст - Марина Лихошерстных