Детский сад как институт был создан с целью компенсировать то, что семья не могла дать ребенку в силу нехватки времени и ресурсов. С повышением общего уровня жизни и осознанности родителей закономерно встает вопрос, насколько актуально дошкольное образование сейчас, если семья способна самостоятельно обеспечить условия, необходимые для развития ребенка.
Поговорили с Ольгой Александровной Шиян, к.п.н., доцентом Дирекции образовательных программ и ведущим научным сотрудником Лаборатории развития ребенка МГПУ, о том, какую роль в развитии ребенка играет дошкольное образование, может ли общение во дворе заменить социализацию в детском саду. Мы постарались задать провокационные вопросы, как если бы были настроены против системы дошкольного образования, а Ольга Александровна, в свою очередь, привела аргументы, с которыми сложно не соглашаться.
Зачем нужен детский сад, если есть семья?
Ключевой задачей в период раннего развития ребенка является формирование базового доверия к миру – эмоциональный контакт с собой и окружающими, ощущение безопасности и уверенность в том, что все хорошо. Кажется: «Кто, если не мама, может лучше других научить своего ребенка доверять себе и миру?» В этом случае любая организация проигрывает: ни один детский сад не сравнится с семьей по уровню индивидуализации, ведь внимание педагога в группе всегда будет разделено между детьми. С другой стороны, чрезмерно оберегая ребенка, есть вероятность создать «слишком безопасную среду», в которой ребенок не сможет рисковать, пробовать и узнавать себя и свои возможности. Еще в 30-е годы прошлого века опасность гиперопеки заметил Януш Корчак: «Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь».
Когда Мария Монтессори в начале 20-го века начала создавать свою систему детского образования, оказалось, что идеи, которые были положены в основу, не так очевидны для интуитивного воспитания родителями и сами по себе в семье не появляются. Система Монтессори основана на организации детской среды, развивающей детскую самостоятельность, тренд на которую с годами только растет.
Утверждать, что любое дошкольное образование лучше семейного, – нельзя. Хорошая семья всегда лучше плохого детского сада. Однако результаты лонгитюдного исследования британской команды ученых EPPSE показывают, что качественное дошкольное образование положительно влияет на успешность ребенка вплоть до окончания школы. Также исследование PISA показывает, что факт посещения детского сада коррелирует с тем, как подростки в 15 лет решают сложные практические задачи. При этом эти результаты не связывают количество часов в детском саду с качеством дошкольного образования.
Не оставить ли ребенка в покое и дать ему наслаждаться детством без обучения?
Сейчас мы стараемся уходить от разделения образовательного процесса и воспитания. Задачу педагога я вижу в создании условий и формировании такой среды, в которой ребенок развивался бы естественным образом. Причем хорошие условия для детского развития – это не всегда комфортная, безопасная среда. Например, лужа – отличное место для того, чтобы испытать себя. Ребенок развивается через детские виды деятельности, которые считаются наиболее органичными для него, – это игра, экспериментирование. Говоря об игре, имеется в виду и сюжетная игра с ролями и перевоплощением, и игра в широком смысле слова – игровое отношение к жизни.
Может ли общение во дворе заменить детский сад?
Общение само по себе не всегда полезно и может даже быть источником нездоровых поведенческих моделей. Коммуникативные умения – это не столько про общение, сколько про регулярное решение задач по взаимодействию с другими людьми. Попадая в коллектив, ребенок вынужден постоянно принимать решения, как и что говорить, как реагировать на ту или иную ситуацию, как решать конфликтные ситуации. И тут задача педагога в том, чтобы регулировать коммуникативную среду, в которой существует группа, задавать нормы и правила, по которым дети будет взаимодействовать между собой, а в дальнейшем – с окружающими людьми.
Двор как социальное пространство в последние годы практически утратил свое значение, все больше преобладают однодетные семьи, поэтому то взаимодействие с окружающим миром, которое ребенок раньше получал естественным образом, встречается все реже.
А как родителям выбрать детский сад?
Ребенок проводит в детском саду большую часть дня, поэтому крайне важно подходить к выбору детсада ответственно, изучать программу, по которой он работает. Сейчас большинство конфликтов происходит, потому что родители начинают понимать, что не все, что воспитатели делают для ребенка, – это хорошо. Возникло такое явление, как «родительский чат», где часто бурлят эмоции и далеко не всегда справедливые. Это своего рода издержки растущей родительской осознанности, но означает лишь то, детский сад перестают воспринимать как камеру хранения для детей и начинают интересоваться происходящим.
Уважение к нормам, ценностям и личности другого человека подразумевает, что образование перестает быть «черным ящиком» для семьи, внутри которого воспитатели делают с ребенком все, что угодно. Родители все активнее включаются в образовательный процесс, и это вопрос про доверие, открытость, партнерство, соучастие.
Важно, чтобы в детском саду, во-первых, была доброжелательная атмосфера, чтобы взрослые слышали ребёнка - это можно увидеть даже по тому, как его встречают и провожают: называют ли по имени, улыбаются ли и т.д. А во-вторых, важно, насколько в саду поддерживаются именно дошкольные деятельности - игра, экспериментирование, насколько есть свободное время и материалы, чтобы могла возникнуть настоящая игра. Вообще важно, насколько детский сад поддерживает детские замыслы, или у ребенка есть возможность действовать только по образцу.
Напоследок: что для вас значит хороший детский сад?
Хороший детский сад – это сад, который расширяет детские возможности и не навязывает ребенку, каким он должен быть в своем возрасте. Во-первых, это чуткость, обращенность к ребенку, его миру и его потребностям, а во-вторых, готовность ответить на эти потребности предоставлением новых возможностей.
Интервью подготовила Анна Гроховска