Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Тубельцы в онлайн стажировке «Шаг» - и снова магия)

Второй раз мы пришли в гости к педагогам детского сада Школы самоопределения им. А.Н.Тубельского – в онлайне, в формате онлайн-стажировки. И снова были покорены душевностью, уютом и теплотой этого уникального детского сада. Мы слушали истории про традиции, про ребенка, про повседневную жизнь сада. В эфир, как в телестудии, каждые полчаса парами выходили новые воспитатели, мастера, и каждый рассказывал о своем кусочке дня или традициях своей группы.


Волшебство этого сада соткано из традиций, которых здесь за 30 лет накопилось множество. У каждой группы свое лицо, свой стиль и набор традиций, потому что в них разные воспитатели и разные дети. В детсаду Тубельского работает 6 разновозрастных групп и 2 ровеснические, предшкольные группы. В каждой от 25 до 29 детей и 2 воспитателя. Нам показали множество видео из повседневной жизни групп.


О традициях сада подробно рассказали педагоги. Например, традиция записи детских сказок: приходя утром, первым делом дети рисуют и придумывают свою сказку. «В рисунках и сказке дети отдают все то, с чем пришли, какие эмоции принесли – радостные или грустные, волнения или страхи». Один из детей выбирается сказочником, у него есть особенные привилегии и права в этот день. Конечно, все дети хотят быть сказочником) Авторские сказки читают перед сном или вечером при свечах. Еще одна традиция – утренний круг, который действует на сплочение, объединение группы на предстоящий день. Этот час дети играют в игры, выполняют задания, работают в команде.


В саду есть мастерские, где разворачиваются опыты и эксперименты, в том числе творческие. «В мастерской мы проводим занятия, направленные на постижение какого-то опыта. Мы даем набор необходимых предметов и стараемся, чтобы взаимодействие детей с ними превратилось в эксперимент, чтобы развивалась фантазия исследователя.

Мастерская - это концентрат всего, запуск экспериментирования. Дети, позанимавшись здесь, идут в свои группы и несут с собой вопросы, идеи. И уже в группах разворачивается свободная экспериментальная деятельность: опыты с весом, скоростью, сыпучестью, тесты на равновесие, устойчивость и т.д.»


Стажеры опробовали себя в физических опытах, а художник дядя Слава (так его называют и дети) провел для стажеров мастер-класс ИЗО. «Как у вас легко все получается, - удивлялись стажеры. «А я стараюсь рисовать так, чтобы вдохновлять детей, чтобы им и казалось все легко и просто», - улыбается дядя Слава. У наших стажеров тоже прекрасно получается и рисовать, и проводить опыты.


«Вообще, не бывает «не получилось», даже есть опыт вроде не удался. Это был процесс, исследование. Мы ведь не даем задание сделать что-то конкретное. Важно, чтобы ребенок погрузился в процесс, увидел, что происходит, удерживал, чего он хотел добиться и каким способом шел к задуманному. Важен опыт экспериментирования, а не результат!», - объясняют мастера Ольга Чарушина и Елена Шувалова.

Педагоги познакомили нас с пространствами сада: уголками, где можно играть с водой, проводить физические опыты, играть в тихие игры, отдыхать, показали целые спорткомплексы над кроватями в спальне, спортзал и столярную мастерскую. В саду действует принцип «громких и тихих зон», который помогает зонировать пространство. Вместе со стажерами обсудили, что должен делать воспитатель, чтобы каждый уголок группы был интересен ребенку: «Если ценность висеть вниз головой и рисовать карандашами немного разная, как педагогу сделать так, чтобы каждый уголок группы работал?» Поделились своими придумками и решениями.


В саду почти нет готовых покупных игрушек, зато можно найти много натуральных материалов для творчества – орехов и желудей, деревяшек и палочек, камушек и кубиков, плетеных корзин, - «всё, что приятно, красиво, эстетично - для нас», - поясняют тубельцы. «То, что мы используем в опытах, кто-то вообще назовет расходным материалов, а то и мусором. Но для нас это поле для бескрайней фантазии. Пока дети играют, мы не требуем уборки. Если ставить на место каждый взятый предмет, то игра не развивается. Есть специальное время для уборки под музыку, когда в процесс включается вся группа, а время игры – время фантазии».


Уличное пространство сада объединено для всех групп: все дети сада гуляют вместе, а взрослые распределяются по территории и сообща присматривают за детьми. Есть и «минутки проверки», когда группа сбегается на песенку и считалочку, чтобы воспитатель увидел каждого. К тому же, дети сообщают воспитателю, в какую зону площадки они собираются идти.


Это так просто, что даже необычно) «Идея нашего сада в семейственности, в возрождении дворового воспитания детей, обмена опытом в разновозрастных группах, - комментируют педагоги. - И на улице происходит естественное перемешивание всего детского сада, когда все группы имеют возможность общаться со всеми детьми сада и всеми взрослыми. Так интереснее детям, ведь на всей территории разные постройки, посадки, и они выбирают новое место для игр, это и простор для двигательной активности».


В саду Школы им. А.Н. Тубельского родилась и развивается концепция «физкультура по-другому», которую разработал С.В.Реутский. Это особый подход к развитию телесности ребенка, основанный на самостоятельности, интересе и развитии физических возможностей. Спортивные комплексы в группе и на территории – это пространства, принадлежащие детям, в которых они могут «жить», придумывать сюжетные игры. В течение дня предусмотрено много свободного движения, а сама физкультура совсем не похожа на типичное «…три, четыре, закончили».


Традиционно часть гостей была удивлена высотой и сложностью спортивного комплекса в спортзале и настоящими инструментами в столярной мастерской. «Насколько это безопасно?»- к этому вопросу тубельцы привыкли, улыбаются. Ответ дают такой: «У воспитателя задействованы 2 глаза, 2 уха и 2 руки чтобы слышать, видеть, чувствовать и помогать детям. Есть и помощник воспитателя. Старшие дети помогают младшим в освоении спорткомплекса, а главное – есть неукоснительно соблюдаемые правила, за которыми следят и воспитатели, и сами дети».


С правилами у тубельцев особые отношения. Весь мир традиций сада состоит из больших и малых правил, которые подаются как игра. Есть условные сигналы, секретный шифр, кодовые песенки и припевочки, которые призывают к сбору группы или переходу к новой части расписания, есть правила-рисунки или предметы-коды. Дети легко запоминают эти правила и секретики, делятся ими с новенькими, включаются в игру. «Наша идея - придумать интересную жизнь в саду, правила ее сопровождают».


Правила вводятся воспитателем, а держатся группой. «Правила появляются тогда, когда они нужны, рождаются из ситуаций жизни, поэтому понятны детям. Оне не железобетонны – могут меняться. Мы обсуждаем проблемные ситуации и вводим правила группой, либо задаем их «сверху», но объясняем, утверждаем группой, разбираем на Утреннем круге. Дети сами следят за выполнением правил, потому что чувствуют свою ответственность. Этому способствует разновозрастность группы, когда старшие помогают младшим и «держат уклад жизни сада».


«Я ввожу правило, и далее оно держится само, как традиция. Когда общее пространство за счет правил держится само, и дети его держат сами, у воспитателя высвобождается энергия на что-то другое: появляется время наблюдать, вести индивидуальную работу. Мы вообще стараемся, чтобы в саду звучало меньше голоса взрослого и больше голоса ребенка. Наша идея – довериться, передать ребенку ответственность за свое тело, отношения, свою жизнь, конечно, с нашей поддержкой, с нашим ресурсом».

«Для нас важна ритмичность: воспитатель собирает детей, устанавливает контакт, фиксирует момент деятельности, правило или ритуал, традицию, а потом отпускает, и дети достаточно свободны. Так ритмично, легко течет наш день. У нас много свободы, но и много разделенной ответственности», - объясняет Татьяна Этингоф.


Нам, команде центра Шаг, кажется, что эта история с самостоятельным поддержанием правил – путь всех инновационных садов и вообще, так и будет в любом саду будущего лет через N. Речь снова о субъектности ребенка. Когда мы перестаем воспринимать его объектом контроля и передаем «пульт самоуправления» детскому сообществу, оно – о чудо – саморегулируется, чувствуя свою ответственность и интерес. Этот секрет раскрыли и используют многие сады, которые входят в число лучших практик дошкольного образования. Понятно, что внешний контроль выстроить легче, чем «вырастить» внутренний, и в этом и талант и капелька волшебства истинных педагогов.


«Наш мир традиций сложился сам собой, естественно. Нам легко дышать в нем, ведь это многолетняя история», - сказали нам тубельцы на прошлой стажировке, и мы снова смогли прочувствовать это сейчас. В этом уютном, согревающем мире чудес, традиций и доверия легко дышать всем. Спасибо, детсад Тубельского, за восхитительный день вместе с вами!