Статьи

Как вести себя в конфликте “родитель-педагог”

Конфликты могут возникать по самым разным причинам, они неизбежны, поэтому учиться управлять ими полезно каждому. Выстраивая взаимодействие с родителями и коллегами, не стоит бояться конфликтных ситуаций, ведь они могут стать источником новых знаний и лишний раз напомнить о важности сотрудничества и единстве целей всех участников образовательного процесса. Вместе с психологом и экспертом Центром “Шаг” Дарией Симбирцевой мы обсудили, как устроен конфликт изнутри и что мы можем сделать, чтобы его избежать. Тема партнерских отношений с родителями будет разбираться Дарией на Летней школе “Шаг” совсем скоро. А пока - вводная часть.


– Как возникают конфликты?

Одновременно в каждом из нас уживаются внутренний ребенок, взрослый и родитель. Это все разные части нас, между которыми мы постоянно балансируем. Мы можем обратиться к нашей детской части и играть с ребенком наравне, при этом не забывая про профессионального взрослого, которым педагог должен оставаться в любой ситуации. Перестраивать свое взаимодействие в зависимости от цели становится возможным, только если мы умеем отслеживать проявления разных частей нашего «я».

Конфликт возникает, когда наш внутренний ребенок заявляет о своих потребностях, а другой человек не хочет или не может их удовлетворить, потому что они противоречат его собственным интересам. Конфликт – это не всегда про открытое противостояние и эмоции, конфликт может приобретать разные формы, и напряженное молчание – это тоже про конфронтацию. Разрешить конфликт можно только из позиции ВЗРОСЛОГО, просто эмоционально пережить конфликтную ситуацию не получится, она не будет разрешена до конца, пока стороны не придут к какому-то заключению.


– Может ли конфликт приносить пользу?

Межличностные конфликты тесно сопряжены с конфликтами внутренними. Столкновение интересов и последующее развертывание конфликта может служить инструментом для проработки своих внутренних дефицитов. Через то, как мы реагируем на поведение и слова другого человека, можно увидеть свои больные точки, проанализировать, что именно нас задевает. Если базовые потребности человека удовлетворены, то он не категоричен и толерантен. Самопознание позволяет не только лучше понимать себя, свои слабые и сильные стороны, но и предполагать, что чувствует другой человек, и чем вызвано его поведение. В таком случае, конфликт между двумя взрослыми осознанными людьми сложно представить, обозначение личных границ происходит спокойно и остается на уровне разговора. При этом человека, который находится в ладу со своим внутренним миром, от незрелого отличает то, что он способен выбирать свою реакцию и отвечать обидчику, например, через юмор или не отвечать вовсе.


– Каков алгоритм здорового проживания конфликта?

Лучше всего все-таки попытаться предотвратить конфликт и перевести его в конструктивный разговор. Неуправляемые всплески эмоций возникают от чрезмерной импульсивности, из-за непроработанных эмоций и чувств.

  1. В первую очередь, необходимо ОТСЛЕДИТЬ тот момент, когда наш внутренний ребенок вырвался из-под контроля. За проявление эмоций отвечает именно он, и наша задача вовремя «поймать его за руку» и перехватить пульт управления.
  2. Следующим шагом надо попытаться трезво оценить ситуацию, ОСОЗНАТЬ происходящее. Это не всегда просто давать оценку своим и чужим действиям, находясь внутри конфликта, но постоянное отслеживание своих чувств и эмоций поможет со временем прийти к тому, чтобы понимать, когда были задеты какие-то наши внутренние травмы, а когда нами действительно пытались манипулировать – унизить, задеть, обидеть словами или поступками.
  3. Далее я советую взять ПАУЗУ на осознание переживаемых эмоций в данный момент, сформулировать свою позицию и продолжить ДИАЛОГ, стараясь свести его к конструктиву.

– Как вести себя в конфликте “родитель-педагог”?

Конфликт между родителем и педагогом может возникнуть, если родителя что-то не устраивает по отношении к его ребенку, но сформулировать претензию в корректной форме и предъявить ее прямо он не может. Тогда либо возникает пассивная агрессия, которая со временем может перерасти в напряженные взаимоотношения, либо родитель идет сразу к руководителю или открыто конфликтует, что тоже не очень хорошо.

При возникновении конфликтной ситуации в первую очередь необходимо постараться понять, в какой позиции сейчас находится родитель. Чаще всего недовольство проявляет его внутренний ребенок, базовая потребность которого не была удовлетворена. В таком случае профессиональный педагог должен распознать этот дефицит, из позиции «родителя» восполнить его и перейти к взаимодействию двух равных, взрослых людей. Этому можно научиться.


Напряжение может возникнуть и по отношению к родителям, если педагог внутренне не согласен с тем, как обращаются с ребенком в семье. Но в этом случае я всегда напоминаю, что семья – первична, и только родители могут принимать решения о том, как воспитывать своего ребенка. При этом в руках педагога возможность быть для ребенка примером другого опыта: здорового, ресурсного взрослого, к которому он сможет мысленно возвращаться, когда вырастет, и брать пример.


Случается, что педагог вступает в конфликт с ребенком, сам того не замечая. Ребенок может раздражать, обижать своим поведением, иногда как будто даже намеренно. При этом профессиональный педагог должен всегда помнить, что у ребенка еще не сформирована взрослая позиция, и зачинщиком конфликта он не может выступать в принципе. Ребенок может только заявлять о своих потребностях, показывать, что его не устраивает. Педагог с достаточным уровнем осознанности найдет способ, как удовлетворить эту потребность, при этом не воспринимая поведение ребенка на свой счет. Если поведение ребенка вас задевает, то самое время обратить внимание на свое внутреннее состояние и задаться вопросами, которые еще предстоит проработать.


– Что ждет участников Летней школы в вашем блоке “Партнерское взаимодействие с родителями”?

На Летней школе мы будем говорить о позициях, которые занимают участники конфликта в разных ситуациях, как важно не давать своему внутреннему ребенку управлять своими эмоциями и вовремя переходить в позицию взрослого. Будем учиться строить конструктивные отношения с родителями и разрешать разнообразные конфликтные ситуации. Это и интересно, и полезно любому взрослому.

Подробности программы Летней школы