Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Детский сад школы Тубельского: немного магии и капелька чудес

Ух, что у нас за день вчера был! Мы со стажерами ходили в гости к педагогам детского сада Школы самоопределения им. А.Н.Тубельского. Были у нас опасения, что такой уникальный сад сложно будет прочувствовать через экран. И сами тубельцы, насколько близки к уютному миру детства, настолько далеки от холодного мира цифровых технологий. Ой, думаем, что же у нас получится?

И тут случилась магия) Уже через полчаса эфира нам казалось, что мы сидит кружком где-то на кухне с чашкой чая и слушаем сказки и истории про традиции, про ребенка, про повседневную обычную жизнь этого необычного сада. Нам читали стихи, пели песни, показывали, что вокруг, открыли секретный детский шифр (тссс!), вместе мы проводили опыты, рисовали и запускали бумажные кометы. В эфир, как в телестудии, каждые полчаса парами выходили новые воспитатели, мастера, и каждый рассказывал о своем кусочке дня или традициях своей группы. Представляете, за один день мы перезнакомились с 14 педагогами детсада тубельцев, это же целая конференция) Спасибо гостеприимному саду, всем педагогам и особенно Татьяне Этингоф)

Волшебство этого сада соткано из традиций, которых здесь за 30 лет накопилось множество. У каждой группы свое лицо, свой стиль и набор традиций, потому что в них разные воспитатели и разные дети. В детсаду Тубельского работает 6 разновозрастных групп и 2 ровеснические, предшкольные группы. В каждой от 25 до 29 детей и по 2 воспитателя. Нам показали множество видео из повседневной жизни групп, мы словно в щелку подглядывали за ребятами на протяжении всего дня.

О традициях сада подробно рассказали педагоги. Например, традиция записи детских сказок: приходя утром, первым делом дети рисуют и придумывают свою сказку. «В рисунках и сказке дети отдают все то, с чем пришли, какие эмоции принесли – радостные или грустные, все свои волнения или страхи. Какую бы историю ни рассказал ребенок, она будет принята, и мы поможем ребенку справиться со своими эмоциями. У нас нет критериев и требований. Например, мы не иcправляем неправильно сказанные забавные словечки – это версия ребенка, а мы можем только фиксировать и следить, как развивается его язык и меняется словарик. Мы не поправляем сказки и не навешиваем штампы, это же его след, личный. След ребенка – это свет его внутреннего мира».
Один из детей выбирается сказочником, у него есть особенные привилегии и права в этот день. Конечно, все дети хотят быть сказочником) Авторские детские сказки читают всем перед сном или вечером при зажженных свечах. «Это важно, так мы транслируем детям: ты значим и для тебя значимы все остальные с их внутренним миром».

Еще одна традиция – утренний круг, который действует на сплочение, объединение группы на предстоящий день. Этот час дети играют в игры, выполняют задания, работают в команде. Идея примерно такая: сперва ты пришел в сад и принес свои эмоции в рисунке и сказке, а теперь мы поможем тебе почувствовать себя частью целого, увидеть других и настроиться на общую волну. Стажеры-методисты, просматривая видеокусочки, пополнили свои копилки играми, заданиями и идеями.
"Воспитатели имеют право не владеть всем профессионально. Мы радуемся, когда наши дети имеют возможность заниматься с настоящими физиками, художниками, музыкантами". Все это реализовано в самом саду, мастера приняты в штат. Стажеры опробовали себя в физических опытах с водой, а художник дядя Слава (так его называют и дети) провел для стажеров мастер-класс ИЗО и конструирования.

«Нет-нет, я не учу детей рисовать, - открещивается дядя Слава. - Главное ведь не научить чему-то, а поддержать творческий огонек, который есть с детства в каждом. Если старательно учить, он погаснет, пропадет всякое желание творить. Поэтому я даю разные материалы и через сказку даю прочувствовать характер этих материалов». Рассказывая это, мастер параллельно клеил комету из бумаги: «Перед запуском кометы важно, чтобы все затихли и перестали шуршать хвостами своих комет. Потому что комета не только летит, но и шуршит! Послушайте, как!» - и запустил в камеру. Стажеры, от Москвы до Сахалина, прислушались и согласились – шуршит, ого как)

Педагог Ирина Копылова познакомила нас с пространствами сада: уголками, где можно играть с водой, проводить физические опыты, играть в тихие игры, отдыхать, показала мягкие модули в спальне, спортзал и столярную мастерскую. В саду действует принцип «громких и тихих зон», который помогает зонировать пространство. Вместе со стажерами тубельцы обсудили, что должен делать воспитатель, чтобы каждый уголок группы «работал» и был интересен ребенку, а потом поведали о своих придумках и лайфхаках (слово-то какое).

В саду Тубельского родилась концепция «физкультура по-другому», которую разработал С.В.Реутский, и она теперь естественным образом продолжает развиваться после его ухода из сада. Это особый подход к развитию телесности ребенка, основанный на самостоятельности, интересе и развитии физических возможностей. Спортивные комплексы в группе и на территории – это пространства, принадлежащие детям, в которых они могут «жить», придумывать сюжетные игры. В течение дня предусмотрено много свободного движения, а сама физкультура совсем не похожа на типичное «…три, четыре, закончили».
Традиционно часть гостей была удивлена высотой спортивного комплекса в спортзале и настоящими инструментами в столярной мастерской. «Каким образом обеспечивается безопасность детей?», - к этому вопросу тубельцы привыкли, улыбаются. Ответ дают такой: «У воспитателя задействованы 2 глаза, 2 уха и 2 руки чтобы слышать, видеть, чувствовать и помогать детям. Есть и помощник воспитателя. Старшие дети помогают младшим в освоении спорткомплекса, а главное – есть неукоснительно соблюдаемые правила, за которыми следят и воспитатели, и сами дети».

С правилами у тубельцев особые отношения. Весь мир традиций сада состоит из больших и малых правил, которые подаются как игра. Есть условные сигналы, секретный шифр, кодовые песенки и припевочки, которые призывают к сбору группы или переходу к новой части расписания, есть правила-рисунки или предметы-коды. «Когда мы играем на металлофоне, дети спешат на занятия, когда я хочу собрать группу вместе, я начинаю перебирать струны на гитаре и все сбегаются, когда сказочник дня запевает специальную обеденную песенку, дети спешат за стол, а за столом у нас действует секретный шифр – кому добавки, кому бульончика, кто - пас. Дети легко запоминают эти правила и секретики, делятся ими с новенькими, включаются в игру». Правила безопасности вводятся воспитателем, а держатся группой.


«Мы вообще стараемся, чтобы в саду звучало меньше голоса взрослого и больше голоса ребенка. Наша идея – довериться, передать ребенку ответственность за свое тело, отношения, свою жизнь, конечно, с нашей поддержкой, с нашим ресурсом. Я ввожу правило, и далее оно держится само, как традиция. Когда общее пространство за счет правил держится само, у воспитателя высвобождается энергия на что-то другое: появляется время наблюдать, вести индивидуальную работу». Когда это делать, если ты только и делаешь, что следишь за правилами, командуешь и наказываешь провинившихся?
Нам, команде центра Шаг, кажется, что эта история с самостоятельным поддержанием правил – путь всех инновационных садов и вообще, так и будет в любом саду будущего через N лет. Речь снова о субъектности ребенка. Когда мы перестаем воспринимать его объектом контроля и передаем «пульт самоуправления» детскому сообществу, оно – о чудо – саморегулируется, чувствуя свою ответственность и интерес. Этот секрет раскрыли и используют многие сады, которые входят в число лучших практик дошкольного образования. Понятно, что внешний контроль выстроить легче, чем «вырастить» внутренний, и в этом и талант и капелька волшебства истинных педагогов.

«Наш мир традиций сложился сам собой, естественно. Нам легко дышать в нем, ведь это многолетняя история», - говорят тубельцы. Легко было дышать и нам, стажерам, в этом уютном, согревающем мире чудес, традиций и доверия. Спасибо, детсад Тубельского, за восхитительный день, проведенный вместе с вами!