Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Цифра в детском саду? Возможности и риски

В рамках ММСО-2022 эксперты МГПУ представили свои работы по проблеме инноваций в дошкольной сфере. В ходе панельной дискуссии рассматривались вопросы цифровизации дошкольного образования (направления, возможности, риски). Также обсуждались темы формирования цифровой культуры у детей дошкольного возраста. Стоит отметить, что в ходе беседы обозначились основные киберугрозы и способы противодействия. Ещё рассматривались возможности родителей в организации безопасной цифровой среды для детей дошкольного возраста, современных технологий педагогического дизайна в дошкольном образовании и многое другое.


Участники дискуссии:

  • Галина Викторовна Молчанова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ;
  • Ольга Владимировна Васькова – кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ;
  • Татьяна Валерьевна Калинина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ;
  • Татьяна Викторовна Кротова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ;
  • Ольга Александровна Сорокина - кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

Цифровизация дошкольного образования

Проблема инноваций в дошкольном образовании очень разноплановая. Она требует весьма осторожного и вдумчивого подхода .Прежде всего, если обращаться к разным источникам (справочникам, словарям), то сразу же можно увидеть понятие цифровизации как преобразования информации в цифровую форму. Сегодня серьёзные разговоры ведутся о дошкольном цифровом образовании. Цифровизация образования подразумевает под собой обеспечение широкой доступности к информационно-цифровым ресурсам и использование цифровых технологий в образовательном процессе.


«Мы, как специалисты, понимаем, что полная цифровизация в детском саду невозможна. Но стоит отметить, что ре6ёнок уже рождён в этой среде, поэтому он будет постепенно адаптироваться к ней», - говорит Татьяна Викторовна Кротова.


Исходя из этого возникают два основных аспекта цифровизации в дошкольном образовании:

  1. в деятельности педагога (он сам применяет цифровые инструменты в своей работе);
  2. в деятельности детей (ребята используют цифровые ресурсы в своём пространстве, знакомятся с ними).

В связи с этим появляются направления и возможности, которые стоит учитывать воспитателям:

  • повышение профессиональной компетентности;
  • создание медиапродукции для детей и родителей;
  • применение цифровой продукции в образовании детей;
  • обучение детей навыкам работы с цифровыми инструментами;
  • создание цифровых и медиапродуктов вместе с детьми.

Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ провёл достаточное развёрнутое исследование на основе результатов Всероссийского опроса, где принимали участие 2687 респондентов из разных регионов страны. Педагоги отвечали на вопросы, что они думают по поводу цифрового образования в дошкольном направлении.


Возможности реализации смешанного обучения (внутри которого как раз и возникает цифровизация) в дошкольном образовании воспитатели видят в следующих случаях:

  • в период карантина по инфекционным заболеваниям в ДОО (61,1%);
  • в случае длительного отсутствия ребёнка по причине болезни (45,3%);
  • как помощь родителям детей, не посещающим образовательные организации (39,9%);
  • как способ вовлечения родителей в образовательный процесс и для дошкольного образования детей с ОВЗ и инвалидностью (по 39% респондентов);
  • в случае длительного отсутствия ребёнка по причине отъезда (20%);
  • в случае проживания ребёнка с семьёй за рубежом (длительная командировка и др.), но желание родителей дать ему российского дошкольное образование (18,8%);
  • невозможно ни при каких условиях (7,4%).

«Но всё равно многие педагоги с настороженностью относятся к цифровому образованию детей дошкольного возраста в силу специфики развития ребёнка. Ведь для него любой цифровой инструмент, прежде всего, часть игровой среды. Если совсем упрощать, то это своеобразная игрушка», - обращает внимание Татьяна Викторовна.


Да, в этом кроются, с одной стороны, большие возможности, но, с другой стороны, - достаточные риски. Также ребёнок очень эмоциональный в силу своего возраста, ведь его эмоционально-психологическое развитие скачкообразное. И, по сути, любой цифровой ресурс дошкольником самостоятельно использоваться не может. Здесь нужен вдумчивый и понимающий взрослый. Это родитель и это педагог.

Поэтому можно говорить о том, что выделяются два направления риска:

риски, связанные с содержанием информационного воздействия;

риски искажения методология ознакомления с цифровыми инструментами.


Риски киберугрозы для детей

«В портрете современного ребёнка всё большее место занимает такой сегмент, как ребёнок-медиапотребитель. Результаты последних масштабных исследований свидетельствуют о том, что в России дети являются самой многочисленной частью социума. 22,6 млн детской аудитории по медиапотреблению значительно опережают даже подростков», - говорит Татьяна Валерьевна Калинина.


В связи с этим встаёт вопрос: с чем же ребёнок сталкивается в интернет-пространстве. Татьяна Валерьевна выделяет ряд киберугроз для детей:

  • нежелательный контент;
  • развитие пристрастия к азартным играм;
  • кибербуллинг;
  • мошенничество;
  • вирусные атаки;
  • доступ к личной информации;
  • прямые угрозы жизни и здоровью ребёнка.

С течением времени дети всё чаще начинают пользоваться интернет-ресурсами. Отмечается, что ребёнок 5-6 лет начинает входить в сеть.


Что же привлекает малыша в цифровом мире?

  • Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого.
  • Отсутствие ответственности за свои поступки.
  • Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира.
  • Возможность исправить любую ошибок путём многократных попыток.
  • Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.

Татьяна Калинина отмечает, что "позиция взрослых к использованию гаджетов детьми неоднозначна. Одни не видят в этом какой-то особой проблемы, говоря о том, что со временем «всё само собой образуется. Другие же замечают, что это современно и что пригодится в будущем, поэтому цифровые ресурсы надо использовать ребёнку тоже: «это развивает софтскиллс-навыки». Третьи же говорят о полном запрете ИКТ.


«На мой взгляд, вторая позиция наиболее конструктивна, так как несёт несомненную пользу для развития ребёнка. А вот перекосы от полного запрета к полному попустительству определённо несут вред малышу. Ведь дети, по сути, начинают использовать Сеть в развлекательных, а не образовательных целях», - подчёркивает Татьяна Валерьевна.


О цифровой культуре и цифровой зависимости ребенка

Итак, знания, которые ребёнок приобретает, изучая цифровую среду, необходимы ему для того, чтобы реализоваться в современном обществе. Для этого взрослому необходимо формировать у ребёнка информационную культуру. Под ней подразумевают готовность и умения целенаправленно работать с информацией, использовать для её получения, обработки и передачи коммуникационные технологии, современные технические средства и методы.

Проявляется информационная культура человека XXI века в следующем:

  • в умении использовать различные технические устройства (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности владеть информационными технологиями;
  • в умении поиска информации из газет, компьютерных коммуникаций и т.д.;
  • в знании различных методов обработки информации;
  • в умении представлять информацию в понятном виде.

Если родитель не контролирует время, которое ребёнок проводит в Сети, не следит за качеством и содержанием того контента, который его чадо просматривает, то может возникать интернет-зависимость. К сожалению, не только дети, но и взрослые подвергаются её воздействию.


Чтобы у детей не возникала цифровая зависимость, стоит следовать некоторым советам для родителей:

  • ограничивать время провождения в сети и делаем его контролируемым (причём не путём запрета, а путём заинтересованности другими видами деятельности);
  • необходимо готовить ребёнка к взаимодействию с цифровым пространством;
  • самим использовать средства обеспечения безопасности интернет-пространства.

Современные технологии фасилитации в дошкольном образовании

«Фасилитация сама по себе – это целое направление работы с группой. Если мы говорим о дошкольном образовании, то это, в первую очередь, работа со старшим звеном – родителями и педагогами», - начинает свой разговор с определения Ольга Александровна Сорокина.

Как это помогает образовательному процессу? Создаётся специальное пространство (либо это делает педагог, либо психолог, либо управленец), которое помогает группе принять решение, быть более эффективным в понимании сложных моментов, обсудить трудные вопросы и т.д.

Фасилитация необходима:
  • при проведении обсуждений сложных вопросов;
  • при старте и реализации новых проектов;
  • при планировании и проведении различных новых проектов;
  • при регулировании взаимоотношений между учащимися;
  • для развития навыков коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления;
  • для обучения напрямую.

На сегодняшний день существует большое разнообразие методов и техник фасилитации, эксперты из международной ассоциации фасилитаторов IAF насчитали более 500 различных способов фасилитации.


Ольга Александровна приводит классификацию по типу выполнения техник и методов фасилитации Тони Манна:

1) «Все» (каждый индивидуально работает, а после все обрабатывают полученную информацию);

2) «Группа» (группа людей работает вместе над определённой проблемой);

3) «Все одному» (все адресуют свой вклад одному человеку);

4) «Один всем» (один человек выполняет задание для других или от имени группы).


Также стоит отметить основные методы фасилитации в работе психолога и педагога:

  • «стол идей» (выработка группового решения через конструирование различных идей, способов решения задач);
  • «мировое кафе» (сбор мнений и взглядов на несколько тем одновременно или несколько граней одной задачи);
  • «поиск будущего» (техника работы в условиях неопределённости или изменений, проработка прошлого/настоящего/будущего, поиск оптимальных решений и вариантов на перспективу);
  • «технология открытого пространства» (для решения особо сложных задач, когда нет даже примерного образа результата);
  • «динамическая фасилитация» (техника для принятия сложных групповых решений в сжатые сроки).

Конечно же, элементы роли фасилитатора и различных методик педагог сможет применять и в детских группах.


Современные технологии педагогического дизайна в дошкольном образовании

Онлайн-образование сейчас переживает бум. Этот бум требует специалистов. Появляется большое количество различных узких специальностей: методист, педагогический дизайнер, методолог, дизайнер образовательного опыта.


«Если говорить одним словом, то нам нужен человек, который создаст всё для любой темы, которая актуальна в данный момент в деятельности педагога. К примеру, мы проектируем программу для дошкольников по компьютерной грамотности и безопасности, разрабатываем занятия, посвящённые развитию зрительно-моторной координации и т.д. Тема, на самом деле, особой роли не играет. Важна сама программа, которая позволит ребёнку вовлекаться в развивающий и образовательный процессы, а педагогу станет подспорьем в деятельности», - поясняет Ольга Владимировна Васькова.


Для этого нужно данную программу спроектировать. В проектировании образовательного опыта нужно учитывать: профиль ребёнка; мотивы/барьеры; другие участники.

Далее необходимо спроектировать то, что хотелось бы увидеть на финише: - учебные цели; - образовательные результаты.


Также необходимо разработать, описать и заложить в программу методологию, тематический план, систему оценивания, определить образовательную среду.


Очень важно учитывать три этапа развития программы: создание, реализация, завершение.

1. На этапе создания программы осуществляется формирование профиля ребёнка, анализ мотивации и барьеров, оценка образовательной среды, мотивационной и эмоциональный дизайн.

2. На этапе реализации происходит поддерживающее консультирование всех участников программы.

3. На этапе завершения идёт оценка результатов программы, анализ обратной связи.


Таким образом, становится понятно, что включить существующие инновации в ту или иную старую образовательную модель не так сложно, как кажется на первый взгляд.


Больше информации по ссылке: http://online.mmco-expo.ru/exhibitions/programs


Текст – Елизавета Ласькова
Детский сад