Статьи

Зачем педагогу играть в театре? "Раскрыть себя, чтобы дальше раскрывать других"

В этом году в программе Летней школы “Шаг” участников будет ждать уже полюбившаяся многим театральная мастерская под руководством режиссера и сценариста Ильи Юртаева. Что за волшебство происходит с педагогами в театре и зачем вообще играть на сцене взрослым, - об этом мы поговорили с Ильей сегодня.


- Что происходит в театральной мастерской?

Педагог – это творческая профессия, но многие об этом забывают. На мастерскую часто приходят люди, мечтавшие попробовать себя в роли актера, и здесь все получают такую возможность. Многие привыкли думать, что театр – это про декорации, переодевание, реквизит, но актерской игры и воображения уже достаточно для перевоплощения. Здесь важны эмоции и проживание нового опыта на сцене. Важнее не выглядеть, как персонаж, а на время СТАТЬ им и не прятаться за костюмом и ширмой. Именно поэтому участникам мастерской советуют одеваться в черную форму, чтобы одежда не отвлекала от самого человека, соединяла со зрителем и другими актерами на площадке.

Участие в театральных постановках – это всегда про личностный рост и развитие. Взрослый человек с уже сформировавшимися устоями и принципами не всегда готов к какому-то новому опыту, но именно в этом и заключается интерес – вовлечь всех участников процесс и за довольно короткое время погрузить в мир актерского мастерства. По завершении тренинга участники готовят полноценный спектакль, где каждому выпадает шанс сыграть небольшую, но роль.


- По каким произведениям ставится спектакль?

Подготовка к мастерской в рамках Летней школы начинается уже осенью: я выбираю три произведения, которые прорабатываю, насыщаю смыслами и переписываю в соответствии со своей задумкой. Одно из них ложится в основу программы, а два других «нанизываются» на него, дополняют и еще больше раскрывают сюжет и каждую из ролей. С каждым годом постановки становятся сложнее и интереснее, ежегодное проведение тренингов позволяет учитывать предыдущий опыт и постоянно совершенствовать программу курса.

Если начиналась мастерская с постановок по сюжету сказок Евгения Клюева, современных басен, в которых подробно описываются характеристики и настроение персонажей и предметов, то на последней Летней школе было поставлено произведение Марка Твена «Дневник Адама» в моей интерпретации: повествование от лица первой женщины на Земле с раскрытием разных граней женской природы в разных эпохах.


- Что нового появилось в мастерской?

Нововведением прошлогоднего интенсива стало участие в актерских тренингах экспертов-преподавателей Летней школы, которые на мастерской точно так же, как и педагоги, становятся учениками и равноправными участниками творческого процесса. Идея в том, чтобы показать, что любой человек способен раскрыть в себе талант вне зависимости от того, является ли он экспертом и преподавателем или приехал на Летнюю школу в качестве ученика. Точно так же в своей профессиональной деятельности я занимаюсь разрушением стены между зрителем и актерами, давая возможность быть не только наблюдателем, но и самому добровольно участвовать в постановке, быть частью происходящего на сцене.

Недавно к театральной мастерской присоединилась Мариам Нагайчук, психолог, хореограф и специалист по телесно-ориентированной терапии, которая помогает участникам курса проживать эмоции на сцене не только посредством мимики, голоса и речи, но и задействовав все возможности тела, передавая чувства через движение, тем самым еще больше раскрывая персонаж. Это магия, которая за три с половиной часа мастерской складывается в полноценный спектакль с профессионально поставленной хореографией.


- Что дает театр педагогу?

С выходом на сцену человек показывает готовность отказаться от своих привычных ролей, которые он играет каждый день. Театр раскрывает суть человека и позволяет увидеть всю палитру эмоций и чувств, которую он способен прожить и сыграть. Для педагога это возможность посмотреть на себя со стороны, узнать себя другого, нового, и через понимание себя начать лучше понимать детей.


- А если я никогда раньше не играл на сцене?

Важно, что на мастерской все делается исключительно добровольно, включение в процесс происходит естественно, никто не заставляет человека играть, если он сам этого не хочет. Но чаще всего настроение, которое рождается в процессе коллективного творчества, заряжает всех на то, чтобы попробовать себя в новой роли.

Я всегда поддерживаю любые начинания человека, и то, что он показывает – это заведомо хорошо. Мы всегда хвалим участников за проделанную работу, задаем наводящие вопросы, которые помогают человеку самостоятельно понять, что можно было бы улучшить. На мастерской я отталкиваюсь от личности человека, не навязываю свою точку зрения, он сам выбирает, какую эмоцию он проживет в следующий момент.

Я уже приготовил сценарий для спектакля Летней школы в этом году. Жду встречи с актерами-педагогами, даже если они еще не знают, что они - настоящие актеры. Будем совершать это открытие вместе.

______

Илья Юртаев станет ведущим театральной мастерской в рамках программы Летней школы 9-13 августа. Приглашаем педагогов! Летняя школа пройдет в Подмосковье, в парк-отеле Zvenigorod и точно откроет вам новые горизонты в профессии и станет ключиком от профессионального выгорания на новый учебный год. Прием заявок здесь.