Статьи

Сам себе дизайнер

Как должны быть оформлены детские сады изнутри? Что есть «эстетика детского сада» и почему нужно избегать покупных плакатов, скотча и учить детей педантичной аккуратности? Об этом и других интересных особенностях оформления современных дизайнов интерьера дошкольных учреждений мы поговорили с ведущим научным сотрудником Института системных проектов МГПУ, к.п.н. Ольгой Шиян.


- Что должно окружать малышей, когда они приходят в детский сад? Что считается красивым и эстетичным и почему?

- После посещения десятков садов и десятков роликов, которые присылали нам педагоги на курсах повышения квалификации про предметно-пространственную среду, появилось вполне отчетливое представление про «эстетическую традицию» наших садиков, как она сложилась на сегодняшний день. «Красиво» - это когда:

- на стенах аккуратная печатная продукция ярких анилиновых цветов (календари, плакаты и пр.), а в целом – стены сияют чистотой и пустотой;

- детские работы с последнего рисования - поверх шкафчиков в раздевалке – (иногда похожие как близнецы и отличающиеся только степенью аккуратности);

- лестницы и холлы (а в новых садиках – это огромные пространства) увешаны или призывами «дети имеют право на достойную жизнь», или фотографиями, которые может разглядеть разве что взрослый. Да, конечно, ситуация НАЧИНАЕТ МЕНЯТЬСЯ, появились уже выставки, на натянутых лесках, рисунков становится больше, но хотелось бы, чтобы процесс шел быстрее.

И еще про наболевшее: ярким фигурантом «не эстетичности» является скотч, которым прикрепляют рисунки детей на стены. Проще приклеить, а потом снять. Это не только не эстетично, но и после того как снять рисунки стены остаются пустыми и некрасивыми.


- Тогда что нужно вешать на стены и как лучше оформлять внутреннее убранство детсадов?

- Поскольку мы работаем в детском саду, а не в картинной галерее, эстетический критерий не может быть основным. Основной критерий – важно ли это для развития детей. А дошкольнику, у которого только-только формируется образ своего Я, самооценка, принципиально ценно быть окруженным своими произведениями. Причем важно, чтобы педагог не отбирал «несколько наиболее удачных работ для выставки», как написано в одном методическом пособии, имеющем миллионные тиражи, а вывешивал все работы, чтобы маленький человек понимал, что он – автор.


В этом смысле печатная продукция – все эти календари и плакаты – это прекрасный бизнес, но в них не звучит «голос ребенка». То, что дети делают сами (пусть не так аккуратно и безупречно) несет след их личности и их труда. И сообщает ребенку: то, что ты делаешь – ценно, важно, интересно нам. Тем более, что создавая календарь, ребенок осмысливает этот сложный культурный объект! Группа, насыщенная детскими работами – это и есть то самое уважение к ребенку, о котором мы так много говорим. И обратное: группа, где нет следов детских произведений – это и есть неуважение, которое дети прекрасно считывают. Поэтому важна не сама эстетика, а ОБРАЗ Я.


- Мы поняли, что детей должны окружать их же собственные рисунки, поделки, а не магазинные, «неживые» плакаты и фотографии. Это формирует у них «образ я». А еще что?


- Детский рисунок – не столько изображение с натуры, сколько знак, близкий к символическим визуальным текстам. Детские рисунки – это рассказы: фантазирование, планирование будущего, реконструкция прошлого или фиксация правил, например. В них – зачаток будущего письма – еще аж Лев Семенович про это красиво говорил. Детские рисунки на стенах группы – это способ обратиться к миру через знак, то есть путь к умению писать тексты. Так что здесь уместно говорить еще и про ПИСЬМО.


- А вообще что является эстетичным и красивым? Нужно ли требовать у ребенка аккуратности или точности при рисовании этих самых рисунков?


- Когда мы говорим «это не эстетично», давайте задумаемся - для кого? Детский взгляд на мир вовсе не так примитивен, как может показаться! Художественные искания ХХ века это вполне проявили. Оказалось, что «детский» способ изображения объекта сразу в нескольких проекциях имеет аналоги в мировом искусстве. Более того, художники-примитивисты прямо копировали детский способ изображения, обнаружив его свежесть и способность ухватить важное.


При этом изобразительное искусство всегда требует владения техникой. А для дошкольника выполнение действия по образцу – большая трудная задача (да и для взрослого, например, которые решил научиться слепить горшок или, например, свалять мумий-тролля). Однако если мы поставим технику во главу угла, то получатся одинаковые одуванчики, веточки и т.п. А это мощное послание ребенку: «твой замысел не интересен, важно, чтобы было похоже на образец». Да-да: вовсе не обязательно говорить такие слова, достаточно приказать всем срисовывать с образца и хвалить за похожесть.

И тут перед педагогом встает огромная проблема: как в одно и то же время научить держать карандаш и кисточку, но при этом помочь реализовать свой замысел? Светлана Викторовна Погодина, например, говорит, что у ребенка должно быть несколько образцов, из которых он может выбирать, как воплотить задуманное.


- И все же, как сделать так, чтобы детские поиски выглядели как произведения?


- Эпоха постмодерна – это «эпоха рамки». Даже еще совсем неловкий рисунок, заключенный в рамку, становится произведением. А его создатель – автором.

И если бы так были устроены детские сады в нашем детстве, возможно, большинство взрослых на вопрос «чего вы не умеете делать», не отвечали бы «рисовать».


- А что еще можно отнести к проблеме, кроме отсутствия авторских произведений детей?


- У древних греков был такой термин «калокагатия», означающий одновременно доброе и красивое. Вот дети – у них же комплексное мышление – они тоже воспринимают мир также целостно. Для них «хорошо» означает «красиво», а «злое» - «уродливое». Ну конечно, потом формально-логическое мышление включится и все разложит по своим основаниям, но нечто важное в таком целостном видении мира есть – и оно позволяет видеть красоту в неожиданном. Это означает, что дети способны увидеть красоту в бытовых вещах, а отсюда – один шаг до дизайна, если взрослый этот шаг поможет сделать!


- Теперь понятно, что само пространство должно направлять ребенка в сторону поиска «образа я», реализации и самовыражения. Всегда ли у детей и взрослых совпадают представления о красоте?


- То, что в группах так редко можно увидеть постройки из коробок, сделанные самими детьми, отчасти тоже объясняется нашими странными представлениями об «эстетике».

Да, детям очень трудно «красиво» заправить кроватки, особенно в случаях наших архаичных спален с покрывалами, закрытыми для детей большую часть дня (покрывало может свешиваться, пододеяльник вылезать из-под покрывала и т.п.). И я знаю массу случаев, когда педагоги тратят свое драгоценное время, перестилая детские кроватки, вместо того, чтобы разговаривать с детьми. Уже слышу вопросы: «А почему бы им не научить детей самих заправлять кроватки красиво? А почему бы не делать и то и другое, разве кроватки требуют много времени?». Потому что всегда приходится выбирать, и пока для нас приоритетом будет не детская самостоятельность, а внешняя «приглядность», педагог будет перестилать кроватки вместо того, чтобы делать то, что детям нужнее всего: разговаривать с детьми. Исследования ECERS показали, что на это попросту часто не хватает времени, это объективный факт.