Как школа может совмещать несколько образовательных моделей? Зачем школьнику выбирать, и как организовать этот выбор с начальной школы? Как здесь родилось тьюторство?
Школа «Эврика-развитие» – авторская, полисистемная школа, школа выбора, школа индивидуализации – вторая площадка проекта Центра "Шаг" под названием «Онлайн-погружение в уникальные практики общего образования». Мы посетили эту школу онлайн и узнали подробнее о работе начальной ступени, а в апреле провели очную стажировку в Томске для московских директоров школ.
«Эврика-развитие» появилась 30 лет назад как альтернативная школа-комплекс. «Идея нашей школы родилась в томском Академгородке, в учительско-родительском клубе. Мы хотели создать что-то совсем новое, непохожее на традиционную школу, и эту клубную атмосферу стараемся поддерживать до сих пор».
Чем особенна школа:
Полисистемность. Здесь одновременно реализуется несколько образовательных систем. Есть классы 4 видов:
• Классы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
• Классы педагогики Марии Монтессори
• Классы Вальдорфской педагогики
• Классы Свободной педагогики по идеям Л.Н. Толстого.
В каждой системе своя методология, формы работы и материалы, у классов разное расписание и принципы его построения. Общая концепция школы – диалог педагогических культур, когда происходит обмен идеями, технологиями между разными подходами, которые обычно реализуются в изолированных друг от друга школах. А здесь – все они под одной крышей, обогащают друг друга и рождают на синергии общую философию «Эврики-развитие».
«Полисистемная школа позволяет ученику приобрести разный учебный опыт: ребенок с детства привыкает, что учебное поведение может быть разным, единого шаблона школы нет». Образовательную модель для первоклассника выбирает семья, а школа помогает годовыми подготовительными курсами, консультациями, педагоги обсуждают с родителями их ожидания от школы и представления об образовательном процессе, наблюдают за ребенком, ведут Родительский клуб. «Важно, чтобы родители были готовы поддерживать систему обучения дома, нести те же ценности, что и в школе: выбор, доверие, самостоятельность и т.д. Иначе не получится».
Школа индивидуализации и выбора. Обучение строится по нелинейному расписанию, выбор ребенка – во главе угла. Ученик может самостоятельно выбирать учебный материал, формы индивидуальной и групповой работы, партнера, темп и режим обучения. В подростковой школе предлагается выбор проектных и исследовательских лабораторий, клубов и творческих студий по интересам, социальный и образовательный экстрим — пробы, испытания, приключения.
С 1 класса ребенок учится планировать содержание своего обучения, отслеживает свой прогресс, - для всего этого в «Эврике» разработаны свои инструменты: листы планирования, индивидуальные карты, предметные маршрутные листы. С инструментами стажеров познакомили педагоги.
Школьник сам планирует свой день, первоклашка – хотя бы на урок вперед: что он будет делать и чем заниматься, какую тему хочет изучать. В помощь – учитель и тьютор. Рабочая предметная программа превращается в карту индивидуального движения ребенка, которую ведет он сам. Субъектность проявляется в том, что ребенок начинает ориентироваться не на внешнюю оценку учителя, а на собственную оценку своего прогресса, сравнивая себя с собой вчерашним.
Важно, что держателем всех инструментов является сам ребенок: это его маршруты и листы, заполненные его детским почерком, лежат в его папке, а не у учителя в шкафу для внешних проверок. Все инструменты – прежде всего для ребенка, и затем для учителя, который следит за продвижением и мягко направляет.
«Умению выбирать нужно учить, - считают педагоги. - Если у ребенка нет постоянных возможностей выбора, он не научится выбирать, повзрослев. Это формируемое умение». Педагоги поделились своим опытом, как научить ребенка выбирать, как помочь ребенку пройти путь от случайного выбора через рефлексию к выбору осознанному. «Выбор – это ведь не только выбор одного, но и отказ от всего остального. Нет прямой дороги до твоей хотелки, есть еще ограничения. Этому тоже нужно учить, через пробы и рефлексию».
Разновозрастное взаимодействие, коммуникация и сотрудничество. В начальной школе в одном классе объединены ученики разного возраста, в классе до 30 человек. Большой разновозрастной класс, причем каждый ребенок движется индивидуально – звучит сложно, а для «Эврики» рабочая реальность. Ставка делается на взаимное обучение, наставничество, работу в малых группах (важно: объединившихся самостоятельно). В самих заданиях и формах работы заложено много коммуникации, ребята могут выступать в роли учителя и учить друг друга.
Пространство. Среда и разновозрастность расширяют возможности для выбора. Полтора года назад «Эврика-развитие» переехали в новое здание, в пространстве которого учтены особенности образовательного процесса: множество открытых пространств и пространств для работы в малых группах над проектами, - среда тоже задает формат коммуникации.
Особая роль педагога. Уже понятно, что педагоги здесь необычные, профи и фанаты своего дела. Давать предметные знания не директивно, а поддерживая интерес ребенка к самостоятельному познанию – задача сложная. «Нужно уметь наблюдать, дать ребенку созреть, терпеливо ждать, когда родится интерес к новой теме, подсказывать пути, но не давать готовые решения. И у нас запрещены оценочные высказывания, ошибаться нестрашно».
Сразу хочется узнать все-все методики преподавания, но конечно, дело совсем не в них. «Не стоит все сводить к методике. Закрываться методикой, как щитом, пытаются иногда выпускники педвузов) Идея школы-лаборатории - это постигнуть суть процесса познания и помочь ребенку на этом пути». Чтобы создать в школе творческую и развивающую среду, «педагогами должен быть весь коллектив школы, от директора до вахтера, все должны быть творческие педагоги. Школа – это ведь цельный мир для ребенка».
Школа тьюторства. Именно здесь в 1991 году появилась первая в России позиция тьютора, сперва неофициальная. Спустя 17 лет профессия «тьютор» была включена в номенклатуру должностей, а еще через 9 лет появился профстандарт тьютора. Начала активно развивать институт тьюторства в России Татьяна Ковалёва, один из главных инициаторов создания школы «Эврика-развитие» и президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, созданной 14 лет назад. По праву «Эврика-развитие» - первая площадка для апробации модели тьюторства в России. Тьюторское движение зародилось, когда стало понятно, что в школе выбора и индивидуального движения именно тьютор, сопровождающий этот процесс, выходит на первый план.
***
Образование иногда видят как скачки с барьерами («учусь = готовлюсь преодолеть будущее препятствие»): ребенок ходит в сад, чтобы подготовиться к школе, ходит в школу, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в вуз, учится в вузе, чтобы получить диплом и найти работу. Взял барьер-следующий-взял-готовлюсь-следующий-взял-готовлюсь... За этим скачем от одного формального препятствия к другому теряется смысл содержания «здесь и сейчас». Школа «Эврика Развитие» возвращает ребенку право видеть смысл в том, что он делает. Возвращает ребенку право быть субъектом своего обучения. И строит отношения ученика и учителя по субъект-субъектному принципу.
Конечно, чтобы вместить весь колорит авторской школы в один пост, нужно максимально упростить содержание, простите) Слушать нужно - из первых уст и быть внутри процесса. Поэтому в апреле 2021 мы вместе со стажерами Центра "Шаг" едем в Томск в гости к «Эврике-развитие», чтобы погрузиться и прочувствовать атмосферу этой по-настоящему уникальной школы. Благодарим команду школы «Эврика-развитие» за возможность удивляться и знакомиться с вашим опытом!