Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Цифровые технологии и будущие Илоны Маски в сельской школе

 Как сельской школе удалось стать центром притяжения бизнес-партнеров в секторе технологических инноваций? Как построить полноценное партнерство школы и бизнеса и вырастить своих Илонов Масков?)



Сегодня прошел второй день стажировки руководителей образовательных организаций со всей России, организованный Центром "Шаг". Наш разговор о «Точке роста» перешел в разговор о перспективах смешения основного и дополнительного образования, о том, каким вообще должно быть современное образование, чтобы искренне заинтересовать ребенка. Говорили о расшколивании и изучали его на примерах. Кисловская СОШ Томской области – еще одна площадка нашего проекта «Онлайн-погружение в уникальные практики общего образования России».



Центр образования цифрового профиля «Точка роста» был создан как структурное подразделение Кисловской средней школы в 2019 году в рамках нацпроекта «Образование». Современное оснащение «Точки роста» и разработанные программы позволяли проводить на ее базе учебные занятия по предметам технологии, информатики, ОБЖ, организовывать внеурочную деятельность и доп.образование для учеников 5-11 классов. В Кисловской «Точке роста» можно увидеть квадрокоптеры, 3D-принтеры, видеокамеры, компьютеры, - это то, что получено в рамках федеральной программы. Но есть также оборудование, заработанное самой школой и ее учениками.


Педагоги и дети смогли шагнуть дальше и стали активно развивать бизнес- и сетевое партнерство. Со школой сотрудничают IT-компании, научные центры и производственные компании, которые заключают договора со школой на разработку на базе «Точки роста» проектов решения технических задач заказчика. Среди партнеров Кисловской школы - ГК Geoscan, ГК «Omega Group», IBS, PICASO 3D, Научный центр «Полюс» и другие организации.



Школьники тестируют оборудование, новые технологии управления квадрокоптерами с использованием технического зрения, модели 3D печати и т.д., идеи ребят находят воплощение в практических проектах. Фирмы и предприятия ставят перед школьниками посильные практико-ориентированные задачи, которые интересно решать детям и полезно использовать бизнесу. Кисловская школа также участвует в программе Intel «AI for Youth» («Технологии искусственного интеллекта для каждого»).


В качестве оплаты за реализацию проектов заказчика, в случае успеха идеи, школа получает новое оборудование для «Точки роста», иногда стоимостью в сотни тысяч:

«Мы получили от бизнеса оборудование на сумму в 2 раза больше, чем бюджетные средства, выделенные на Точку роста. Но и бизнес от нас получил еще больше – наши проекты, решения, идеи, разработки, иначе у бизнеса не было бы интереса вкладываться в нас», - рассказывает руководитель Центра «Точка роста» Сергей Назаркин.

Почему именно оборудование, а не оплата за работу и идеи? «Мы ценим образовательный потенциал оборудования, Рано или поздно деньги демотивируют ребенка, а мы инвестируем в интерес, в развитие возможностей, в образование ребенка. На новом дорогом оборудовании он может попробовать сделать новый проект и узнает намного больше, его образовательные возможности масштабируются от его успехов. Кванториум - это кейсы и проекты, которые выходят в стартап и монетизируются. «Точки роста» работают иначе, входя в основное образование, для наших образовательных задач нужнее оборудование».




Кейс и Проект. В «Точке роста» работают над кейсами и проектами. На кейсах построена образовательная программа предметов технологии, информатики, ОБЖ. Кейсы работают на учебную задачу, оценка идет в журнал. Работа с кейсами построена по вытягивающей модели обучения. Для решения кейсов класс разбивается на малые группы по 4-5 человек, внутри команды распределяются роли. За один сдвоенный урок технологии (90 минут) реализуется один из этапов решения кейса, а за учебную четверть дети успевают решить один или несколько кейсов, в зависимости от программы. Между предметами кейсы взаимоувязаны по темам. Направлениями подготовки становятся промдизайн, робототехника, 3D-Моделирование, Scratch-программирование, программирование на Python, геоинформатика, искуственный интеллект, нейронные сети и т.д.


Обучение строится на открытой образовательной ситуации, когда выбор материала и способа работы определяются ребятами в процессе реализации замысла. Здесь и командная работа, и soft skills.


Проекты, в отличие от учебных кейсов – это технические задачи, которые ставят бизнес-партнеры. Сроки и требования устанавливают они же, а оценкой выступает эффективная реализация проекта: удалось выполнить или нет. Работа над проектом проходит во внеурочной деятельности, переходит в допобразование.



«Чаще в «Точке роста» более активны и успешны далеко не отличники. Для многих отличников привычна классическая форма образования, иногда им страшно действовать непривычно. А ребята, которым, например, сложно в обычной учебе, наоборот на решении практических задач раскрывают свой потенциал. А потом это подтягивает и остальную учебу» - рассказывает наставник Александр Пепеляев.


Ребята, которые по-настоящему увлечены современными технологиями, обретают возможность уже в школьном возрасте стать специалистами в этой сфере. Например, ученик 9 класса Тимофей Плотников выступает как специалист и эксперт на хакатонах (площадках интенсивного обучения в сфере современных технологий), играх, соревнованиях, разрабатывает методические рекомендации по использованию квадрокоптеров в образовательных проектах, стал первым школьником-тренером программы Intel по искусственному интеллекту и сотрудничает с многими IT-компаниями вроде Geoscan. Похоже, у «Точки роста» есть все шансы вырастить своих Илонов Масков) Вопрос: как этому научить?



«Учитель в точке роста отсутствует. Здесь никто не учит. Есть только наставник, который создает образовательную среду и помогает двигаться тем детям, которые хотят двигаться». Наставник «зажигает» и поддерживает интерес ребят, грамотно ставит проблемные задачи, обучает при необходимости новым инструментам, разрабатывает кейсы и выстраивает взаимодействие с бизнес-партнерами.


«Со стороны кажется, что наставник ничего не делает: дал задание и чай пьет, пока дети разрабатывают модель на Python или тестируют своего робота. Но это не так. Нужно очень много работать до и после, чтобы «пить чай на уроках», - смеется Сергей Назаркин. - В этом парадокс наставника: чем лучше он работает, тем самостоятельнее дети и незаметнее работа наставника».


Кисловская СОШ активно включена в сетевое взаимодействие с другими партнерами. Например, участвует в проектах «Кванториума» Томска. В ходе нашей онлайн-стажировки представители томского технопарка рассказали о тех проектах, которые реализуют ребята на базе кванториума и сетевом взаимодействии с отдаленными школами Томской области. Это и мобильный технопарк, и выездное обучение школьников на базе Кванториума, и конкурсы, олимпиады, и совместные проекты Кванториума, томских школ и предприятий бизнеса.



Проекты, которые выполняют ребята в томском Кванториуме, по-взрослому серьезны: от дрон-конструкторов и гидропонных систем до наноспутников в составе роя малых космических аппаратов при поддержке Роскосмоса (и снова Илон Маск близко)).

«Самое ценное в «Точках роста» и Кванториуме – идеи. Мы пока не можем запустить полностью производственый цикл, но можем развить идею в концепцию и модель, чтобы отдать ее на субподряд организации-исполнителю, которая ее внедрит. На томских предприятиях и заводах уже внедрены некоторые проекты ребят из Кванториума», - делится Иван Медведев, замдиректора Кванториума.


Еще один партнер Кисловской СОШ - инновационный лагерь для подростков по программированию «Кампус на Зеленой улице» в Новосибирске, где ученики и наставники из «Точки роста» выступают в качестве экспертов, работая с новосибирскими ребятами в ходе профильных смен и хакатонов.


Смена кампуса полностью построена на деятельностном погружении и прокачке компетенций через проектную деятельность - как и в Кванториуме, и в Точке роста.

«У ребенка, который нарабатывает проектное мышление, снимается тревожность при взгляде в будущее, - рассказывает директор проекта Оксана Устинова. - Тревога о будущем съедает много энергии и портит жизнь и ребенку, и семье. Практическая проектная деятельность позволяет понять, что ты можешь учиться всю жизнь, если тебе понадобится новое знание, чтобы быть успешным. «Я могу прокачать нужные компетенции в любой момент под задачу» – это мышление человека в проектной деятельности».


Сергей Назаркин тоже считает, что в «Точке роста» уже образование иного вида, «обычное школьное образование осталось где-то там». Время обучения здесь словно сжимается за счет яркой вовлеченности ребенка: информация усваивается в разы эффективнее, за один день ребенок узнает и развиает столько компетенций, на сколько при классическом подходе ушла бы неделя, а то и четверть. Когда детям интересно, они впитывают знания легко.


В ходе рефлексии по второму дню стажировки мы вышли на дискуссию о том, что образование в принципе движется в ту же сторону: через N лет уже сложно будет представить сидение за партой и учителя с мелом и учебником в руке. Только интенсивное деятельностное погружение может дать рост вовлеченности в подростковой школе, и за счет осмысленной практики подтянет теоретические знания. Опыт «Точки роста» в этом смысле особенно интересен: при правильной организации процесса и грамотных наставниках она может дать взрывные результаты, которые видны сразу. Эти результаты видят дети, родители, бизнес-сообщество. И в итоге «Точка роста» может стать не только проводником новых технологий в школе, но и новой моделью образования в принципе: новых отношений учитель-ученик и партнерского взаимодействия с внешним миром.


Благодарим команду Кисловской школы и ее партнеров за увлекательный день - настоящее погружение в вашу интересную жизнь.

Школа