Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Гаджеты: полезный чек-лист для родителя

Эксперт Центра «Шаг» Анастасия Кислицина поделилась актуальной информацией и своим мнением на тему гаджетов. Приводим часть статьи - основные вопросы, которыми должен задаться родитель. Полный текст можно найти на странице Простая сложная психология.


Сейчас учёные склоняются к тому, что дело не в ограничении во времени использования гаджета, и не в ограничении контента, а дело в контексте использования гаджета. То есть можно ли ребёнку играть с гаджетом и сколько по времени, зависит от того, как именно этот процесс организован.

Для определения контекста использования ребёнком гаджета сотрудники психологического факультета МГУ предлагают задать следующие вопросы.

Чек-лист вопросов, отвечая на которые, можно проверить, позитивное или нет воздействие оказывает гаджет на ребёнка в данный момент:


Вытесняет ли общение с гаджетом традиционные детские занятия согласно возрасту или нет?

Если вытесняет (например, дошкольник гораздо меньше играет в сюжетно-ролевые игры или конструирует, рисует), то это серьёзный звоночек, что нормальный режим и баланс нарушен. Нужно следить, чтобы не было перекосов, чтобы ребёнок не уходил в цифровую среду слишком глубоко.

Связано ли общение с гаджетом с остальной жизнью ребёнка?

Переносит ли ребёнок в реальную жизнь то содержание, которое он приобретает в общении с гаджетом? Если ребёнок никаким образом не переносит это в реальную жизнь - не обсуждает это, не рисует, не играет в то, что связано с тем содержанием, которое он посмотрел – это тоже тревожный звоночек. Нужно стимулировать ребёнка к осмыслению этого контента и к его усвоению.

Занимается ли ребёнок чем-то другим во время общения с гаджетом?

Если, например, конструирует из лего и параллельно смотрит мультик, то эффект будет менее вредным. Гораздо лучше, если идет параллельное использование цифровой среды и реальной, чем просто погружение в цифровую среду.

Играет ли ребёнок один или со взрослым/с другими детьми?

Например, если ребёнок взаимодействует с гаджетом, а рядом сидит взрослый, который что-то поясняет или проблематизирует, спрашивает, то ребёнок может получить богатый опыт, и это имеет совсем другое воздействие на ребёнка. И такого взаимодействия с гаджетом по времени может быть больше. Или если рядом сверстники, и есть живое общение с ними, то это развивает реальную коммуникацию, что полезно.

Задействованы ли движения и голос ребёнка в общении с гаджетом?

Сейчас есть приложения, в которых необходимо двигаться, изучать движения или делать упражнения, в том числе на оттачивание артикуляционных элементов, звукосочетаний и т.д. Грамотный подбор приложений и их чередование поможет снять этот критический момент и соблюсти нужный баланс.

Может ли ребёнок сам программировать устройство?

Есть игрушки, которые позволяют ребёнку самостоятельно программировать элементы игры. Это важно, потому что здесь появляется элемент творчества. Ребёнок не пассивен, он не действует в рамках сценария цифровой игрушки, а может самостоятельно определять её действия, влиять на то, как будет разворачиваться процесс. Например, игрушка bee-bot.

Таким образом, подводя итоги:

Важно не давать гаджет маленькому ребёнку просто так для самостоятельного погружения, но и не обесценивать или запрещать его, говоря, что это бесполезная трата времени. Лучший вариант - обогатить представление ребёнка о гаджете.

Например, рассказать, что это инструмент, который в современном мире необходим, и постараться донести до ребёнка всё, что взрослый знает о том, как плодотворно и продуктивно можно этот гаджет использовать. Продемонстрировать ребёнку позитивные примеры взаимодействия с гаджетом.

Например, если ребёнок задаёт сложный вопрос, можно вместе с ним «загуглить» и показать ребёнку, что с помощью гаджета можно найти ответ почти на любой вопрос о мире, увидеть разные точки зрения и представления о чём-либо. И что некоторые вопросы не имеют точного ответа. Или показать такие интересные приложения, которые ребёнок, следуя алгоритмам, не нашёл бы. Это точно пойдёт ребёнку на пользу.

Текст - Анастасия Кислицина, Центр образовательных инноваций "Шаг"

Детский сад