"Школу в Куруше открыли более века назад, в 1920 году. Сейчас здесь учится 70 детей, есть все классы с 1 по 11-й. Число учеников в классах, конечно, рознится: в начальной школе по 6 детей в классе, а в основной и средней школе в среднем по 9, хотя есть классы, где учится всего двое одноклассников.
"Раньше у нас училось до 200 детей. Постепенно многие семьи переехали из Куруша в город Дербент", - рассказывает завуч Зинкар Махмудович.

В штате 24 учителя. Были проблемы с поиском учителя английского, вопрос решили с помощью онлайн- занятий. Большой экран с видеокамерой смотрится слегка инородно в маленьком простом классе, зато можно speak English.
Сама школа очень небольшая, классов не хватает даже на такое малое число учеников: приходится заниматься в две смены. А когда здесь училось под две сотни детей, уроки тем более шли в две смены. Региональные власти прошлой осенью озвучили планы построить в ближайшие годы в Куруше новую школу, побольше. Ее здесь очень ждут.

У входа в школу установлен крашенный золотистой краской бюст Нажмудина Самурского, государственного, политического деятеля, ученого и публициста, который стал фактически первым главой советской республики Дагестан и боролся за ее хозяйственную самостоятельность. Он был родом из Куруша, его именем и названа МКОУ Курушская СОШ.

В высокогорной школе всё, как и везде. Горячее питание для младших школьников в столовой по указу президента - имеется. Учебники по программе «Школа России» из федерального перечня - имеются. ОГЭ и ЕГЭ - сдается в срок. Правда возить детей приходится до ближайшего более крупного аула Каракюре, а своего транспорта у школы нет, приходится выкручиваться."Вот электронного дневника пока нет. Может, появится, и будем меньше бумажек заполнять", - надеется завуч. Пришлось разочаровать по опыту других регионов, что нет, меньше бумажек не будет, наоборот больше. "Ну ладно, тогда не надо".

На доске информации памятка учителю, передовой опыт, методический уголок учителя, план повышения квалификации педагогических кадров.
- Как повышаете?
- В Махачкалу отправляем, на курсы, по очереди, ещё заочно учим.

В школьной библиотеке как-то особенно тихо, по-библиотечному. Над полками выкрашен лозунг о ценности советской книги - из далёкого прошлого. На крючке висит список экстремистской литературы - из прошлого недавнего, надо бдить.
- Ходит кто в библиотеку, за книгами?
- Почти нет, сейчас ведь любая книга вон, в телефоне.
Книжки, кажется, понуро вздохнули в этот момент, согласившись. Я аж обернулась. Показалось.

За окном идёт урок физкультуры. Крашеные турники есть в каждой школе, а вида такого нет ни у кого. Красная гора Ярыдаг, водопад с ее вершины, и облака, которые поднимаются снизу, из долины, и тягуче плывут к Курушу. Он ведь высокогорный, до него даже облакам подниматься нужно, не то, что туристам доезжать.
Учитель физкультуры Надир работает в школе первый год, сегодня вот гоняет 7-классников по нормативам. Сам он успел встать в 5 утра и сводить часть нашей тургруппы к основанию горы Шалбуздаг, поднявшись еще на +1 километр над уровнем моря. Пока наши друзья радовались счастливому восхождению и самостоятельно спускались с горы, Надир летел вперёд них на урок к 11 утра. Успел, нормативы принимает теперь. Здесь какие-то удивительные люди, лёгкие на подъем и труд. В каждом дворе то сено укладывают, то барашков стригут, то картошку садят, - все при деле.

Куруш – лезгинское селение, здесь говорят по-русски и по-лезгински, а главное занятие курушцев – скотоводство. В источниках рассказывается, что когда-то, в начале прошлого века «долина позволяла Курушу иметь скота столько, сколько не было ни в одном ауле Кавказа, под сотню тысяч голов. На зиму курушцы перегоняли свои стада горными тропами через трехтысячные перевалы в Азербайджан, на просторы Ширванской степи». Но в 1950м году пасти скот на этих зимних пастбищах курушцам запретили, и им пришлось спустить стада «на равнину». Самих жителей села переселили на север Дагестана, ближе к Хасавюрту. Большинство уехали и основали село Новый Куруш, но 13 семей наотрез отказались переселяться. Благодаря им высокогорное село здесь сохранилось. Сейчас в нем живет около 800 человек.

Непривычно глазу, что в селе напрочь отсутствуют деревья и кустарники (высокогорье), а на каждом шагу стоят низкие заборы из кизяка, высушенного навоза. Газ сюда не проведен, завозить дрова или уголь дорого, зимой в печь пойдут эти заборы из кизяка, как топливо для отопления домов и приготовления пищи…
***
Все школы в мире похожи, и дети похожи: обаятельные, глазастые, любопытные, разглядывают редких гостей. Фотографироваться не хотят, стесняются)

Завуч Зинкар Махмудович провожает нас с крашенного синей краской школьного крыльца. Второклашки стайкой высыпали на переменку во двор, щебечут. Солнце слепит в глаза, и, если приставить ко лбу ладошку, можно прямо с крыльца оглядеть аул Куруш и разглядеть вдали главную вершину Дагестана - гору Базардюзю (4466 м). А если прогуляться в ее сторону по альпийским лугам, мимо озера и облаков, то можно встретить коров из рекламы Milka, отары блеющих овец и красивых лошадей - глаз не оторвать.
Куруш -удивительное место, и дышится здесь на высокогорье как-то по-особенному. Приставили ладошку, увидели все это? Если нет, приезжайте вживую, точно увидите!

Текст и фото (кроме фото 2 и 4) - Марина Лихошерстных