Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Как выбрать детский сад для ребенка? На что смотреть?

Психолог и эксперт Центра "Шаг" Вера Сухих подготовила необычную шпаргалку:

"Меня и моих коллег часто спрашивают, как выбрать детский сад. А ответить на этот вопрос не так уж и легко. Как объяснить родителю, что такое хорошо, а что такое плохо в детском саду. По каким признакам можно "невооруженным глазом" оценить качество образовательной среды.


Несмотря на то, что дни открытых дверей проводятся, они редко бывают информативными.

Большая масса государственных садов похожа друг на друга:

- в группах типовая мебель, расставленная по стеночке

- типовые пластиковые игрушки,

- нагромождение столов в игровой, и кроватей – в спальне

- в прихожей выставка с одинаковыми детскими работами

- на улице небольшой участок для прогулок, где почти нет оборудования и возможностей для подвижных игр

- педагоги работают по программе «От рождения до школы»

- на утренниках дети читают стихи и показывают заранее подготовленные номера родителям

При этом список дополнительных занятий будет внушительным, хоть и варьируется в разных садах: изо, театральная студия, танцы, английский, шахматы, бассейн (если есть в саду), может быть даже кружок по созданию мультфильмов и др.

Все это дань традициям, которые тянутся с советских времен и с самого основания института детских садов. В этой системе есть свои достоинства, но по понятным причинам она устарела и не соответствует современным представлениям о качестве дошкольного образования.

Поэтому некоторые сады уже активно работают над повышением этого качества, и вот на что нужно обратить внимание, чтобы заметить эту работу:

- в группе и спальне довольно много свободного места для игры. Это достигается использованием мобильной и трансформируемой мебели, заменой обычных кроватей на "подиумы", двухэтажные кровати и т.д. Любые попытки сада расширить игровое пространство говорят в пользу этого сада.

- деревянная мебель, трехмерные конструкции, обилие природных и бросовых (мусора то есть) материалов, ширмы, картонные коробки и тому подобное.

- зонирование пространства: в группе есть отгороженные закутки, места, приспособленные для определенных видов деятельности, есть уголок уединения.

- в группе много детских фотографий, надписей, рисунков, выполненных не по образцу, а по замыслу (это значит, что все они будут сильно отличаться друг от друга).

- в группе есть следы детской игры. Например, неразобранные постройки из кубиков или других материалов. Вообще входя в хорошую детскую группу, может сложиться впечатление бардака и хаоса. Это нормально – у настоящего детского пространства своя эстетика, которая отличается от стерильной «взрослой».

- не панацея, но хороший признак, если педагоги работают по другой программе (не «От рождения до школы»). Это как минимум означает, что коллектив думает, выбирает, пробует, а не просто следует традициям.

- спросите, как проходят праздники. Если сад отказался от привычных утренников в пользу других необычных форматов – это тоже очень хороший знак.

P.S. Под фото есть комментарии.

Upd. Ольга Шиян в своём посте напомнила про ещё один важный критерий, который я упустила, - количество воспитателей. Это легко узнать родителю, достаточно спросить, сколько воспитателей работает на группе.

Один - такое бывает. Это означает, что педагог работает в две смены, т.е. каждый день по 12 часов. Ну как работает, скорее выживает.

Два - самый распространённый типовой вариант. Педагоги сменяют друг друга в течение дня, пересекаясь ненадолго в пересменку.

Три - это уже шаг вперед. Хорошие сады находят разные пути, чтобы обеспечить двух педагогов на группе одновременно в самый интенсивный период дня.

Детский сад