Специалисты НИУ ВШЭ провели исследование «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой». В рамках проекта «Мониторинг экономики образования» учёные опросили 14337 родителей школьников с 1 по 11 классы из разных регионов России. И в том числе проанализировали, какие типы онлайн-ресурсов используются для дополнительного образования школьников, а также какие школы выбирают взрослые для своих чад.
Значительную часть образовательного пространства воспитанников задаёт школьная среда. По данным опроса родителей, в течение недели ученик проводит в школе в среднем от 17 (в младших классах) до 28 часов в неделю (в старших классах). Сами семьи заинтересованы в том, чтобы он был занят и после уроков.
Как родители выбирают школу для ребенка?
Проектирование образовательного пространства начинается с выбора школы, в которой будет обучаться ребёнок. При выборе образовательной организации родители отмечают наиболее значимые факторы:
- удобное расположение (учреждение находится рядом с домом);
- хорошая репутация (в школе работают квалифицированные педагоги и специалисты; она занимает высокое место в рейтингах; даёт хорошую подготовку для вузов, в ней учились родственники или знакомые или их дети и др.);
- бесплатная форма обучения (или приемлемая стоимость обучения);
- благоприятная школьная среда (хороший психологический климат, позитивные отношения между детьми, педагогами);
- разнообразие программ дополнительного образования;
- хорошая ресурсная и техническая база.
Половина семей также отметила, что, хотя у них была потенциальная альтернатива (в их населённом пункте больше одной школы), других вариантов при выборе школы они не рассматривали и сразу остановили свой выбор на конкретном учебном заведении. Всего 22% родителей ответили, что изучали несколько вариантов перед выбором конкретного учебного заведения.
«Можно предположить, что те, кто рассматривал альтернативы, либо выбирали школу с учётом специфического запроса (углубленное изучение отдельных предметов), либо задумывались о поиске альтернативного варианта, потому что ближайшая к дому школа категорически не отвечала их образовательным потребностям», - говорится в исследовании.
Как показал опрос, 76% детей обучаются в конкретной школе с первого класса. Остальные ученики меняли место обучения один или несколько раз. Если сравнивать факторы выбора школы у тех, кто менял учебное заведение, и у тех, кто не менял, можно выявить закономерные причины смены:
- родители переводят ребёнка в другую школу, если на предыдущем месте у него были какие-то проблемы (например, не сложились отношения с педагогами или одноклассниками);
- родители ищут более привлекательный вариант, ориентируясь на высокие образовательные результаты;
- родители предпочли специализированную школу с углубленным изучением отдельных предметов.
В основном родители либо не имеют возможности выбрать образовательное заведение, потому что это единственная школа в их населённом пункте, либо не рассматривают другие варианты, если наиболее доступный из них приемлем.
Образовательное пространство за стенами школы
В ситуации расширения границ образования школа перестаёт быть единственным источником знаний для семьи. В целом, 78% опрошенных родителей сообщили, что их дети посещают курсы дополнительного образования. Однако среди детей значительная часть ходят на дополнительные занятия только в школе, где часто ограниченный выбор активностей.
Различные курсы дополнительного образования могут и сопровождать школьную программу, восполняя её пробелы (компенсаторные занятия), и расширять образовательное пространство ребёнка (развивающие занятия). Что касается дополнительных занятий, не связанных со школьной программой, то поначалу ребята проявляют активность, и она немного растёт, но в 7-м классе постепенно снижается. Это связано как с переходным возрастом, так и с тем, что актуализируются задачи, связанные с итоговыми испытаниями. Количество часов, затрачиваемых на компенсаторные занятия, начинает расти с 8-го класса.
Стоит отметить, что учащиеся охотно ходят на спортивные занятия, 40% – на творческие кружки. На третьем месте по популярности – иностранные языки и занятия по предметам школьной программы. Чаще всего дети посещают дополнительные занятия в муниципальных или государственных учреждениях дополнительного образования (спортивные, музыкальные, художественные школы и дома творчества). На втором месте находятся частные организации, предоставляющие образовательные услуги, на третьем – занятия в других школах.
Что касается учеников, которые не посещают дополнительных занятий в школе, то были выявлены следующие причины этого явления после опроса родителей:
- в конкретной школе нет интересных для ребёнка дополнительных занятий;
- вне школы предлагаются более интересные дополнительные занятия;
- отсутствие времени у ребёнка из-за большой школьной нагрузки;
- отсутствие потребности у школьника в дополнительных занятиях;
- некому водить ученика на дополнительные занятия.
Есть, как показало исследование, «родители, которые для своих детей предпочли другие образовательные учреждения, в основном, не удовлетворены качеством дополнительных занятий в школе и считают, что другие образовательные организации могут дать ребёнку более ценный образовательный опыт».
В ситуации расширения границ образования школа перестаёт быть единственным источником образования. Семьи дополняют образование ребёнка различной деятельностью и в стенах родной школы, и за её пределами.
Цифровое образовательное пространство
Среди посещающих дополнительные занятия 5,3% пользуются различными удалёнными образовательными сервисами. При этом 5,5% школьников занимаются с репетитором через Интернет. Доля тех, кто для получения дополнительного образования использует Сеть, составляет 7,6%.
Стоит отметить, что чаще всего школьники пользуются онлайн-платформами и сборниками задач (например, 01Math, «ЯКласс», «Яндекс.Учебник» и пр.). Исследователи предполагают, что это связано с активным использованием подобных платформ школами во время дистанта. Не отстают по востребованности среди обучающихся такие цифровые площадки, как электронные библиотеки, сервисы для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ и олимпиадам. Ещё 12% указали онлайн-курсы и лекции площадок «Фоксфорд», «Универсариум», Лекторий МФТИ, Arzamas, «ПостНаука». Остальные интернет-ресурсы пользуются ещё меньшим спросом.
В использовании образовательных онлайн-сервисов исследователи тоже выявили различия между жителями сёл и крупных городов. Так, ребята, живущие в мегаполисах и чьи матери имеют высшее образование, чаще используют электронные библиотеки, проходят онлайн-курсы и практикуют иностранные языки и программирование с помощью приложений. В итоге школьники, у которых лучше отработаны навыки использования цифровой среды, имеют больше возможностей для расширения образовательного пространства.
«Со слов родителей, чаще всего школьники обладают навыками работы с текстом, создания презентаций, обработки фото-, аудио- и видеофайлов. Они скачивают и устанавливают онлайн-игры, используют программы для онлайн-конференций, потребляют контент, делают покупки и загружают файлы в социальные сети», - говорится в тексте информационного бюллетеня МЭО.
То есть, благодаря использованию цифровой среды дети могут не только обучаться через Интернет, но и использовать другие образовательные возможности: получать нужную информацию, работать с текстовыми редакторами, создавать презентации, осваивать программирование и др.
Больше информации на платформе SkillboxMedia/Образование. В тексте используется материал инфобюллетеня МЭО «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой»
Публикацию подготовила Елизавета Ласькова