Cотрудники НИУ ВШЭ провели исследование «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой».
В данном исследовании было рассмотрено два аспекта взаимоотношений семьи и школы:
- Вовлечённость родителей в образование ребёнка (степень участия родителей в образовании ребёнка на разных уровнях);
- Отношение родителей к школьному образованию, уровень удовлетворённости образовательным процессом, причины и факторы неудовлетворённости.
Вовлеченность родителей в образование ребенка
Существует два типа родительской вовлечённости в образовательном процессе:
- домашняя вовлечённость (включает разные виды участия взрослого в выполнении ребёнком домашних заданий, интерес к его делам в школе и т. д.);
- школьная вовлечённость (заключается в непосредственном участии родителей в школьной жизни (родительские собрания, комитеты, организация мероприятий и т. д.)).
О домашней вовлечённости: Чаще всего участие родителей выражается в том, что они обеспечивают ребёнка необходимыми средствами для занятий, контролируют посещаемость, следят за текущими и итоговыми оценками, проверяют выполнение домашних заданий, проявляют интерес к школьным делам их чада. Родители намного активнее помогают с выполнением упражнений младшим школьникам, чем старшеклассникам. По мере взросления ученика родители могут позволить себе существенно меньше контроля и помощи в решении школьных задач. Участие взрослых, в основном, выражается в том, что они следят за оценками и интересуются тем, как у детей дела в школе.
На основании ответов взрослых по поводу домашней вовлечённости исследователи разделили всех родителей на группы в зависимости от того, какую стратегию вовлечения используют респонденты:

- Первая группа «Вовлечённые помогающие компетентные родители». Эти родители максимально участвуют в образовании ребёнка дома, они интересуются его делами, обеспечивают психологическую поддержку в учёбе, повседневно следят за поведением и оценками, помогают искать необходимую информацию. Например, когда школьник делает домашнее задание, такие родители могут помочь справиться со сложными задачами.
- Вторая группа «Вовлечённые помогающие родители». Как и в предыдущей группе, дома родители активно вовлекаются в образование ребёнка, но уже не помогают при выполнении сложных заданий.
- Третья группа «Вовлечённые родители, поддерживающие автономию». Эти родители интересуются делами ребёнка, обеспечивают психологическую поддержку, следят за поведением и оценками, однако не вовлекаются в выполнение ребёнком домашнего задания.
- Чётвёртая группа «Контролирующие родители». Участие родителей выражается в том, что они следят за текущими и итоговыми оценками, за поведением и посещаемостью уроков. Вовлечение редко проявляется как обеспечение психологического комфорта и помощь в выполнении домашних заданий.
- Пятая группа «Невовлечённые родители». Дома такие родители не вовлекаются в образование детей.

В целом, дома родители довольно активно вовлекаются в образовательный процесс.

О школьной вовлечённости: здесь речь пойдёт о различных институциональных (членство в управляющем совете и родительском комитете) и внеинституциональных формах участия (внесение различных предложений, неформальная помощь, членство в неформальных объединениях и др.).
Зачастую родители следят за школьными и классными новостями, участвуют и помогают в проведении мероприятий. Четверть опрошенных людей являются членами родительского комитета, 2% входят в состав управляющего совета школы.
В отличие от домашней вовлечённости, школьная вовлечённость практически не зависит от возраста учащегося. Есть небольшая отрицательная динамика по параметрам «Участвую вместе с ребёнком в районных и городских мероприятиях» и «Слежу за новостями и событиями, происходящими в классе». Чем старше ученики, тем больше среди их родителей невовлечённых, но рост небольшой.
На основании ответов родителей исследователями были выделены 4 типа школьной вовлечённости родителей в образование ребёнка:
- тип «Институциональная и организованная вовлеченность»: членство в советах и комитетах, участие в организации мероприятий, в неформальных объединениях активных родителей.
- тип «Наблюдение»: наблюдение за новостями и событиями, происходящими в школе и классе.
- тип «Неформальная инициатива»: внесение различных предложений о развитии школы, об организации учебного и внеучебного процессов, об использовании цифровых технологий.
- тип «Взаимопомощь»: неформальная помощь другим родителям и детям.
«Представители мегаполисов проявляют наибольшую вовлечённость в образование детей практически по всем ее типам. Так же как и жители городов с меньшей численностью населения, они почти не проявляют неформальной инициативы, в отличие от жителей сел. Это может быть связано с тем, что в городах условия обучения школьников лучше», - такой вывод делают специалисты НИУ ВШЭ в своей работе.
Можно сказать, что вовлечённость родителей в образование ребёнка в школе существенно ниже домашней вовлечённости. Кстати, наиболее распространённой формой является пассивное наблюдение за новостями и событиями в классе и школе.

Удовлетворенность родителей школьным образованием
На систему общего образования зачастую влияют противоречивые интересы различных групп участников образовательного процесса. Задача управления требует согласования этих противоречивых интересов, для чего необходимо выявление ожиданий семей, их отношения к текущему процессу.

В целом родителей, удовлетворённых качеством образования, больше, чем неудовлетворённых. На вопрос «Если говорить в целом, то вас удовлетворяет или не удовлетворяет качество образования, которое получает ваш ребёнок в данной организации?» 76% респондентов ответили «безусловно, удовлетворяет» и «скорее удовлетворяет». Однако часть родителей, даже тех, кто удовлетворён образованием, всё же хотели бы перевести ребёнка в более хорошую школу. Всего на вопрос «Если бы у вас была возможность перевести ребёнка в другую школу, в какую школу вы бы его перевели?» положительно ответили 56% родителей.
Чтобы выявить факторы, которые сильнее всего понижают общую удовлетворённость школьным образованием, стоит рассмотреть распределение указанных причин отдельно в группах удовлетворённых и неудовлетворённых школьным образованием родителей.
В связи с этим все факторы можно условно разделить на три группы:
- Специфические факторы неудовлетворённости (причины, касающиеся эффективности работы школы и психологического комфорта и мотивации детей, низкого потенциала педагогов и несодержательности уроков, плохой подготовки детей, атмосферы в детском коллективе и неинтересной воспитательной и внеурочной работы);
- Общие факторы неудовлетворённости (проблемы, связанные с характеристиками образовательной среды в школе; с материальным оснащением школы и организацией сопутствующих процессов);
- Малозначимые факторы неудовлетворённости («школа находится далеко от дома», «контингент учащихся», «не хватает литературы, учебных пособий», «образовательная программа слишком сложная или простая для ребёнка», «много дополнительных расходов», «слишком много дополнительных воспитательных, внеурочных мероприятий»).
Сегодня семья играет огромную роль в образовании школьника. Родители не просто вовлечены в учебный процесс, но и выступают менеджерами, выбирая для ученика дополнительные занятия в школе и за её пределами, и таким образом конструируют его образовательное пространство.
Больше информации на платформе SkillboxMedia/Образование.
В тексте используется материал инфобюллетеня МЭО «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой»
Публикацию подготовила Елизавета Ласькова