Cотрудники НИУ ВШЭ провели исследование «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой».
В данном исследовании было рассмотрено два аспекта взаимоотношений семьи и школы:
Вовлеченность родителей в образование ребенка
Существует два типа родительской вовлечённости в образовательном процессе:
О домашней вовлечённости: Чаще всего участие родителей выражается в том, что они обеспечивают ребёнка необходимыми средствами для занятий, контролируют посещаемость, следят за текущими и итоговыми оценками, проверяют выполнение домашних заданий, проявляют интерес к школьным делам их чада. Родители намного активнее помогают с выполнением упражнений младшим школьникам, чем старшеклассникам. По мере взросления ученика родители могут позволить себе существенно меньше контроля и помощи в решении школьных задач. Участие взрослых, в основном, выражается в том, что они следят за оценками и интересуются тем, как у детей дела в школе.
На основании ответов взрослых по поводу домашней вовлечённости исследователи разделили всех родителей на группы в зависимости от того, какую стратегию вовлечения используют респонденты:
В целом, дома родители довольно активно вовлекаются в образовательный процесс.
О школьной вовлечённости: здесь речь пойдёт о различных институциональных (членство в управляющем совете и родительском комитете) и внеинституциональных формах участия (внесение различных предложений, неформальная помощь, членство в неформальных объединениях и др.).
Зачастую родители следят за школьными и классными новостями, участвуют и помогают в проведении мероприятий. Четверть опрошенных людей являются членами родительского комитета, 2% входят в состав управляющего совета школы.
В отличие от домашней вовлечённости, школьная вовлечённость практически не зависит от возраста учащегося. Есть небольшая отрицательная динамика по параметрам «Участвую вместе с ребёнком в районных и городских мероприятиях» и «Слежу за новостями и событиями, происходящими в классе». Чем старше ученики, тем больше среди их родителей невовлечённых, но рост небольшой.
На основании ответов родителей исследователями были выделены 4 типа школьной вовлечённости родителей в образование ребёнка:
«Представители мегаполисов проявляют наибольшую вовлечённость в образование детей практически по всем ее типам. Так же как и жители городов с меньшей численностью населения, они почти не проявляют неформальной инициативы, в отличие от жителей сел. Это может быть связано с тем, что в городах условия обучения школьников лучше», - такой вывод делают специалисты НИУ ВШЭ в своей работе.
Можно сказать, что вовлечённость родителей в образование ребёнка в школе существенно ниже домашней вовлечённости. Кстати, наиболее распространённой формой является пассивное наблюдение за новостями и событиями в классе и школе.
Удовлетворенность родителей школьным образованием
На систему общего образования зачастую влияют противоречивые интересы различных групп участников образовательного процесса. Задача управления требует согласования этих противоречивых интересов, для чего необходимо выявление ожиданий семей, их отношения к текущему процессу.
В целом родителей, удовлетворённых качеством образования, больше, чем неудовлетворённых. На вопрос «Если говорить в целом, то вас удовлетворяет или не удовлетворяет качество образования, которое получает ваш ребёнок в данной организации?» 76% респондентов ответили «безусловно, удовлетворяет» и «скорее удовлетворяет». Однако часть родителей, даже тех, кто удовлетворён образованием, всё же хотели бы перевести ребёнка в более хорошую школу. Всего на вопрос «Если бы у вас была возможность перевести ребёнка в другую школу, в какую школу вы бы его перевели?» положительно ответили 56% родителей.
Чтобы выявить факторы, которые сильнее всего понижают общую удовлетворённость школьным образованием, стоит рассмотреть распределение указанных причин отдельно в группах удовлетворённых и неудовлетворённых школьным образованием родителей.
В связи с этим все факторы можно условно разделить на три группы:
Сегодня семья играет огромную роль в образовании школьника. Родители не просто вовлечены в учебный процесс, но и выступают менеджерами, выбирая для ученика дополнительные занятия в школе и за её пределами, и таким образом конструируют его образовательное пространство.
В тексте используется материал инфобюллетеня МЭО «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой»
Публикацию подготовила Елизавета Ласькова