В нашей стране дети до самого совершеннолетия остаются под опекой родителей. Им не нужно думать, где спать, что есть и во что обуться. Не нужно зарабатывать на жизнь, добывать знания из недр библиотек (есть гугл), заниматься физическим трудом. Даже понятие «инфантильность» становится более «зрелым», и можно смело отнести его к тридцатилетним. Так как в современном мире, где «все на блюдечке», «все лучшее – детям» воспитать не только умного и талантливого, но и самостоятельного человека? Совета мы спросили у психолога Центра образовательных инноваций «ШАГ» Дарии Симбирцевой.
Первое с чего нужно начать - работать над собой. Научиться слышать ребенка, угадывать его детские желания, освободить в своем графике достаточное время для игр, стать самому гармоничным человеком. Ребенок – не собственность, а растущая личность, и обязанность родителей – помочь раскрыть потенциал самому справляться со своей жизнью. Гиперопека так же, как и попустительское отношение со стороны родителей мешает развитию самостоятельности. В первом случае ребенок превращается в «маминого сыночка», не умеющего принимать собственные решения, а во втором – в беспомощного невротика, который все время боится не оправдать чьи-то ожидания.
Шаг за шагом
В принципе воспитание самостоятельности - это приучение ребенка к той мысли, что для него, как и для всех в доме, существуют определенные правила, и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечивавший 100% жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом начинать дозировать свою помощь ребенку.
0-3 года. Важно понимать некоторые фазы развития ребенка, в которых малыш должен получать от родителей именно то, что ему необходимо. После рождения ребенок сливается с мамой. Она дает ему полную безопасность, удовлетворяет все физические потребности, по одному крику родители делают все, что нужно. Ребенок знает, что мама всегда рядом, и он в безопасности.
Когда ребенок начинает ходить, мама его отпускает на безопасное расстояние. Ребенок знает, что он может отходить, но всегда может вернуться. Здесь важно, чтобы у мамы не возникало излишней опеки: «ой, сейчас упадет», «убьется», «куда пошел, вернись обратно». Позвольте ему упасть, пусть он сам пытается встать и идти дальше.
3 - 5 лет. В так называемый кризис трех лет у ребенка начинается этап «я сам». Мама становится как бы «не нужна». У малыша проявляется инициатива, ему хочется делать все самому или, напротив, он наотрез отказывается делать что-либо: «не хочу», «не буду». В эти моменты маме нужно научиться давать ребенку выбор. Например: - Сам соберешься на прогулку или тебе помочь? – Какую кашу будешь? Манную или овсяную? То есть ребенок делает что-либо с помощью мамы.
5-7 лет. В этом возрасте ребенок делает все сам, но нуждается в контроле и напоминании. «Ты не забыл полить цветы? Вещи складывай аккуратно» и т.д. Ну, а дальше ребенок становится полностью взрослым и самостоятельным человеком.
По мере взросления ребенок начинает все больше становиться самостоятельным. Родителям важно оставаться теми людьми, которые дают защиту и обеспечивают внешнюю безопасность.
Типичные ошибки родителей:
«Я взрослая, я лучше знаю». Знакомая фраза? Она тормозит развитие самостоятельности. Вместо этого, лучше сказать: - «Ты уверен(а) в этом? Подумай еще раз. На мой взгляд, лучше сделать так-то». Таким образом, у ребенка появится возможность самому решать, но в то же время он понимает, что мама в любом случае подскажет и поможет.
Делать за ребенка. Ребенок, который растет в семье, где более или менее четко прорисованы правила поведения, имеет больше шансов вырасти самостоятельным. Это касается не только заботы о себе, но и быта: важна передача домашних обязанностей ребенку.
Часто родители пытаются облегчить себе задачу и делают все за детей. Если мы хотим развить в ребенке самостоятельность, то должны дать свободу действий. Не стоит вырывать из его рук тряпку, когда он неумело моет полы или стараться быстрее одеть ребенка, вместо того, чтобы малыш сам пытался натянуть штаны. Пусть на прогулку вы пойдете на 15 минут позже, зато ребенок сам оделся и чувствует себя молодцом.
Переделывать за ним и ругать. Ни в коем случае не нужно переделывать за ребенком, особенно ругая его за это. К примеру, попросить разложить вещи в шкафу и увидеть, что особого порядка не получилось. Лучше похвалить за старания и разложить вещи правильно уже сообща. Давайте ему пусть маленькие, но доступные поручения: подержать сумку, рассчитаться на кассе, убрать крошки со стола.
Следите за речью. Не перебарщивайте со словами «нельзя», «нет», «хватит». Ребенок воспринимает это как недоверие к нему и ограничение его самостоятельности. Жесткое пресечение допустимо только в реально серьёзных вопросах безопасности: «На красный свет переходить дорогу нельзя», «Собаку на улице гладить не нужно» и т.д.
С помощью родительской любви, энергии, хорошего знания особенностей развития ребенка родители могут помочь своему малышу научиться самоконтролю, умению соотносить внешние требования и внутренние желания и, как следствие, научить его самостоятельности.
Текст - Дария Симбирцева, психолог, эксперт Центра "ШАГ"