Евгений Евгеньевич Крашенинников, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ, к. психол. наук, поделился советами, как способствовать развитию мышления ребенка, как правильно строить развивающее общение, а также рассказал, что отличает мыслительный процесс от творческого.
– Что такое развитое мышление?
При всей сложности самого понятия, его определение крайне простое – способность решать задачи. Задачи при этом понимаются в самом широком смысле слова, от бытовых до самых незаурядных. Важно помнить, что задачи, которые человек с развитым мышлением должен уметь решать, отличаются в зависимости от возраста. Так, например, для годовалого ребенка – это способность взять в руку бутылочку, так как у малышей до двух лет интеллект направлен на выполнение сенсомоторных задач – соотношение зрения и слуха со своими движениями. Более того, и у взрослых 90% интеллектуальной деятельности связано не с речью, а с невербальным поведением.
В отношении дошкольников часто мышление и речь становятся синонимами, но умение строить предложения еще не значит умение мыслить. Обращать внимание нужно на то, как ребенок справляется со стоящими перед ним задачами в повседневной жизни и игре, как творчески подходит к их решению, как решает конфликты со сверстниками.
Творческая задача – это та, правильного ответ на которую неизвестен никому. Творчество – это особый тип мышления, оперирующий противоположностями, когда формальная логика не работает. Исследование показывают, что у дошкольника творческое и логическое мышление развиваются параллельно и могут быть не связаны.
– Как развивать мышление у ребенка? Как строить развивающий диалог?
Ключевой момент, о котором стоит помнить в первую очередь – мышление и творчество не развиваются с возрастом сами по себе, поэтому бесполезно ожидать, что ребенок вырастет и вдруг научится думать, творчески подходить к решению задач. Создание условий для развития мышления и творчества – это ответственность взрослых. Более того, задача усложняется постоянным противостоянием системе, которая стремится сделать всех одинаковыми, подогнать под свои стандарты.
Особенно важно уметь разговаривать с ребенком, и тут есть несколько принципов, о которых следует помнить:
Советы, как развивать мышление и творчество в ребенке:
– Евгений Евгеньевич, вы будете вести на Летней школе блок "Мышление и речь". О чем он будет?
На Летней школе будем говорить о том, что мышление – это вполне конкретное понятие, которое можно развить с помощью конкретных действий. Я расскажу, чем мышление дошкольника отличается от мышления взрослого, и что не всегда то, что говорит ребенок, выражает то, что он имеет в виду. Не обойдется и без практической части: вместе с участниками Летней школы мы попытаемся спроектировать развивающие задачи.