Статьи

Весенняя школа "ШАГ" по преемственности детского сада и школы

В марте 2021 года состоялась Весенняя школа «Шаг», на которой встретились руководители и педагоги дошкольных и общеобразовательных организаций, чтобы на протяжении 5 дней работать вместе над программой преемственности детского сада и школы. Подводим итоги.


Для чего был сделан этот необычный ход? «Мы столкнулись с тем, что при персонализации образования в основной школе дети 13-14 лет не умеют формировать свой образовательный маршрут. Мы считаем, что это системный разрыв между уровнями образования, - комментирует Александр Митрофанов, директор ВИРО. - По большому счету компетенции проектирования образовательных маршрутов, навыки выбора и многие другие скилы, развиваясь в детском саду, почему-то исчезают в начальной школе и потом мы к ним обращаемся в середине основной школы. Мы убеждены, что если мы найдем путь решения проблемы на стыке уровней, в дальнейшем будем более эффективны. Это гипотеза, которая, тем не менее, подкреплена определенным опытом».

Участникам удалось построить несколько моделей преемственности. Это модель на базе центра дополнительного образования, клубная модель «Школа активного родителя», модель преемственности на основе событийного проектирования, модель на основе реализации общих педагогических технологий, модульная модель выбора детской деятельности.

Пожалуй, стоит письменно зафиксировать несколько важных точек, которые родились в ходе многодневного обсуждения:

• Детский сад и школа обязательно должны взаимодействовать, в интересах ребенка. Пока сад и школа – «отдельные государства», преемственность сама собой не сложится. «Для нас это было открытием: мы, школа и детский сад, нужны друг другу и можем эффективно работать вместе, должны делать это вместе», - делится впечатлениями одна из участниц.

• Нужна разработанная Программа преемственности, как документ, утверждающий модель взаимодействия, ее формы, форматы, результаты, - как договор сотрудничества между школой и садом.

• Даже если в школу приходят дети из разных садов, а из сада дети идут в разные школы, в формате сетевого взаимодействия это возможно, и отдельные модели преемственности под эти случаи мы разбирали. Также, при неравномерном качестве дошкольного образования между ДОУ, нужно налаживать сетевое взаимодействие дошкольных площадок.

• Необходимо объединение усилий кадров сада и школы: воспитателей выпускных групп, учителей начальной школы, методистов и управленцев – как минимум.

• Готовим ребенка к школе (договариваемся о сквозных образовательных результатах), но в большей мере – готовим школу к ребенку!

• Оптимальный ход – совместная деятельность дошкольников и школьников в разновозрастных группах как часть образовательной программы (2-3 дня в неделю).

• Чтобы проработать придуманную модель преемственности организационно, распишите один день из жизни дошкольника и школьника (как это будет работать? какие механизмы нужны?) и посмотрите, дает ли их совместная деятельность эффект синергии, прирост универсальных образовательных результатов?

«Суть не в том, чтобы саду и школе ходить друг к другу в гости. Суть не в том, чтобы перетащить школьные форматы обучения в детский сад. Суть не в том, чтобы для дошкольников ввести недо-урок, а для школьников ввести недо-игру. Нет. Обычными способами, через уроки или общие мероприятия проблема преемственности не решается. Нужен ход, фишка, идея, которая выведет нас на новое понимание этого перехода. Суть в том, чтобы создать для детей общую деятельность, которой нет ни в школе, ни в дошколке. И на этой общей деятельности возникнет эффект синергии, который даст прирост и прорыв качества, обеспечит тот самый переход».

• Без понимания психологических особенностей возраста, психологических кризисов и стратегий поведения взрослого по отношению к ребенку разных возрастов, выстроить эффективную модель перехода не получится.

• Формы организации обучения в начальной школе должны меняться ежегодно. По мере становления учебной деятельности у детей. В начальной школе обучение должно быть построено на основе пространства выбора, проб и тренировок.

• Программа преемственности может быть рассчитана на год (1 класс), на два (подготовительный в саду + 1 класс), на три года (подготовительная группа + 2 класса школы). Если вводите 2+ годичную программу преемственности, обоснуйте, чем первый год значимо отличается от второго и третьего. Например, на первом году первоклассник обучает дошкольника, на втором дошкольник становится первоклассником и по новой программе обучает дошкольника-последователя и т.д.

• Важный участник программы перехода – родители, как коллективный субъект. Стоит уделить много внимания тому, чтобы родители поддержали программу преемственности и стали ее активными участниками (имеет смысл заложить в программу совместную деятельность детей, педагогов и родителей дошкольников и школьников). О том, как говорить с родителями и в какие форматы вовлечь, говорили на Школе.

• Внедрение Модели преемственности – это непрерывная коммуникация с разной аудиторией и выстраивание связей между акторами – с родителями, учредителями, педагогами, детьми.

• Для успешного внедрения Модели преемственности руководителям нужны навыки проектного управления, чтобы реализовать свой проект с нуля – от задумки до реализации – и изменить действительную ситуацию. Нужна субъектность руководителя и сильные проектные навыки.

«Мы рады, что диалог детских садов и школ состоялся, - комментируют эксперты- ведущие Весенней школы. - То, что «дошкольники» и «школьники» разговаривают друг с другом – это вообще редкость в России, а тут они вместе работали, создавали общие продукты, «варились» в общем поле, договаривались – это событие, которое профессионально изменило каждого и несомненно даст свой прирост в будущем».

«Это был в хорошем смысле разрыв стереотипов, как мы и задумывали – рассказывает Александр Митрофанов. - Теперь мы поддержим школы и сады в детальном проектировании и попробуем на базе нескольких площадок уже с 1 сентября запустить модели преемственности. Не хочется упускать еще один учебный год».


Желаем коллегам из Воронежской области успешного внедрения проектов, которые родились в Весенней школе! Будем с интересом ждать развития ваших идей. До новых встреч!


Текст - Марина Лихошерстных