В рамках образовательной конференции в Шанинке - 2022 (организатор - Московская высшая школа социальных и экономических наук) прошел Малый пленум конференции «Субъектность ребёнка в культуре: как это возможно? Ключевой вызов дошкольного образования»
Докладчиками выступили Ольга Александровна Шиян (МГПУ, г. Москва) и Вера Александровна Деркунская (РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург), Татьяна Николаевна Ле-ван (МГПУ, г. Москва), Анна Николаевна Якшина (МГПУ, г. Москва), Наталья Владимировна Филимонова (МДОО №23, г. Шуя),
Елена Владиславовна Ралюк (МАОУ КУГ Универс 1, ДОО «Журавушка», г. Красноярск),
Татьяна Александровна Этингоф (ГБОУ «Школа самоопределения №734 им. А.Н. Тубельского, г. Москва).
Выступающие продолжили обсуждения вопроса субъектности ребёнка в культуре, затрагивая понятия «авторства» и «инициативного ребёнка».
Авторская позиция ребенка
В современное время у многих людей появилась возможность публиковать свои мысли, проекты, произведения в социальных сетях. Ранее эта возможность была только у известных авторов, маститых журналистов и мыслителей. Когда общество массово начало приходить в эфир, то авторство показалось довольно простым явлением. Поэтому возмущения людей по поводу того, что сейчас перестали читать книги, звучат всё чаще. Причина очевидна - на данный момент происходит массовый процесс написания своих текстов. В связи с этим возникает вопрос: «а каждый ли пишущий человек автоматически становится автором?».
Ольга Шиян по этому поводу говорит: «Если мы хотим, чтобы у детей появлялась авторская позиция, то должны задаться вопросом: кто такой автор».
Когда мы говорим про авторство, то есть несколько моментов, которые, с одной стороны, роднят его с остальной детской инициативностью (доступ к моим смыслам, то есть к тому, что для меня важно и ценно), а, с другой стороны - разграничивают данные явления (оформляют мысль в форму, переводятся на другой язык, обращаются к социуму).
Авторство включает в себя:
- «мои смыслы» (то, что я вкладываю, что для меня важно и ценно – доступ к моим смыслам)
- оформление (мысль приобретает форму, превращается в текст, переводится на языки)
- обращение к другому человеку (публикация в обществе).
Авторство очень близко к понятию творчества. Мы знаем, что в психологии творчества в качестве критерия часто используется оригинальность. Современные исследования за основу берут критерий «насколько человеку удалось выразить себя через культурное слово». Оказывается, что доступ к собственным эмоциям довольно не простая вещь. Это подтверждают исследования В.В. Брофман, которые она проводила после трагедии в Беслане (помогали детям «отреагировать трагедию»). Изучение данного процесса показало, что у человека закрыт доступ к своим эмоциям. И это является большой проблемой.
«В авторстве появляется творческий продукт в первую очередь не из желания создать оригинальный проект, а из необходимости выразить важную эмоцию, передать смысл. Поэтому, кстати говоря, трагические времена порождают высокую литературу», - отмечает Ольга Шиян.
Говоря об авторстве, стоит выделить две его главные стороны:
- мотивация (включает в себя понятия «я хочу», «я понимаю», «я имею право действовать», «я хочу обратиться»);
- способы творческого действия (где фигурирует понятие «я могу»: понимать, действовать, обращаться).

Ольга Шиян отмечает, что «если у человека нет способов творческого действия, то он не сможет выразить себя, даже при условии, что эмоция будет слишком остра».
В этой связи примечателен феномен подростковых стихов, с которыми многие сталкивались в своей жизни. Это происходит в тот момент, когда первое чувство обрушивается на молодого человека, и он стремится как-то об этом рассказать. Как только включается рефлексивный барьер (ощущение, что твои стихи ничтожны по сравнению с произведениями великих мастеров), то подросток перестаёт писать. То есть отсутствие инструмента блокирует авторство так же, как и отсутствие готовности говорить.
Возможно ли авторство в детстве?
Отсюда возникает вопрос: «Есть ли авторство в детстве?». С одной стороны, мы знаем, что дети не создают, потому что им важен процесс, а не результат. Можно обратиться к работе К.В. Трифоновой, где она описывает режиссёрскую игру, как игру, в которой ребёнок рисует, но этот рисунок идёт по ходу самого игрового процесса. Это делается не ради создания произведения. С другой стороны, дети всё время создают (В.В. Бибихин в книге «Детский лепет» говорил о том, что у малышей есть «храбрость именования», они постоянно порождают какие-либо идеи). Поэтому напрашивается вывод, что детское авторство может быть вне культуры.

«Дети создают свои произведения, но им важен именно смысл, а не способ», - подытоживает Ольга Александровна.
Детские истории – это часть игры, так как слиты вместе игра, рисунок и нарратив. Для того чтобы понять, как устроен нарратив у малышей, стоит обратиться к детским историям.
Например, текст дошкольника, записанный воспитателем детсада 56 Кострома, где изображается перевёрнутый мир:

Мы видим, что бинарная структура перевёртыша порождает ёмкую метафору перевёрнутого мира.
Любопытен текст дошкольника о космосе:

В этом маленьком произведении мы видим полностью классическую структуру нарративных текстов: завязку, кульминацию и развязку.
Приходим к выводу, что эту самую структуру нарратива ребёнок берёт из культуры, из тех сказок, что им читают взрослые. За счёт этого он получает возможность выразить себя. В связи с этим интересен пример с Реджио «Город и люди», где пятилетки используют культурные средства для передачи своих эмоций через глиняные фигурки.
Таким образом, у дошкольника появляется возможность выразить себя через приём встраивания одного в другое. Стоит вспомнить известную поэтессу Ольгу Седакову, которая начала писать стихи в 5 лет.
Мы приходим к выводу, что авторство возможно в дошкольном возрасте, но идёт своим путём. Это происходит только тогда, когда ребёнок не в нервозе, открыт к тому, что он чувствует. Примечательно, что ребёнок может заимствовать у взрослого способы, чтобы выразиться, а взрослый – перенять свежесть детских идей. То есть авторство ребёнка как непосредственно автора определяется субъективностью жизни.
Инициативный ребенок
Тем созвучнее становится работа Веры Деркунской «Инициативный ребёнок в детском саду». Данный проект обобщает заявленную тему пленума и круглого стола.
Вера Александровна определяет инициативность как «частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество. Оно рассматривается как волевая характеристика поведения человека».
Что нужно знать об инициативности детей?
- проявляется во всех видах детской деятельности: познание, общение, игра;
- является важнейшим показателем детского развития;
- в дошкольном возрасте связана с проявлением любознательности, изобретательностью (именно инициативного ребёнка отличает содержание интересов);
- связана с мотивами и характером деятельности;
- связана с ведущей деятельностью и особенностями возрастного развития;
- связана с субкультурой детства (что они сочиняют, во что играют);
- зависит от интересов взрослого и тех условий, которые он создаёт.
Инициативный ребёнок выражается через субъектную позицию «хочу и буду», а также может повести за собой других детей, заинтересовать группу. Также он может объединять несколько идей в одну (так называемая интеграция). Для дошкольника этот процесс понимается как «интересная жизнь».
Тогда возникает вопрос – от чего зависит инициатива ребёнка?
- от позиции ДОО (что берётся за основу – традиционный процесс (инвариант) или вариативный образовательный процесс, самостоятельно проектируемый ОО);
- от поддержки/отрицания детских инициатив в образовательном процессе (что помогает ребёнку развиваться);
- от субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса (это то, что влечёт за собой детские инициативы);
- от РППС детского сада (доступность среды, в которую погружен ребёнок).
Конечно же, в процессе работы с детской инициативностью могут возникать различного рода противоречия - «как найти золотую середину между тем, что имеется в образовательном процессе, и тем, что требуется». Ведь существует социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. А на этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют самостоятельность в различных видах деятельности».
В связи с этим В.А. Деркунская выделяет основные противоречия:
- Отношение к инициативности ребёнка как к неудобству для педагога;
- Заорганизованность образовательного процесса и негибкость педагога;
- Недостаточная компетентность педагогов и специалистов в поддержке и развитии детских инициатив;
- Диспозиция: много педагога и мало ребёнка в образовательном процессе;
- Не соответствие РППС.
Для того чтобы разрешить все эти противоречия, создаются практики поддержки детских инициатив в ДОО в Санкт-Петербурге и региональных учреждениях. Вера Деркунская приводит лучшие из них:
- образовательный мониторинг вместе с детьми (когда педагог предлагает детям до занятия решить задачу, чтобы понять само занятие в таком виде, в каком оно приготовлено педагогом; пример с картинками видов транспорта, которые надо было разложить по коробочкам);
- организация инициативного образовательного процесса: планируем вместе с детьми день жизни в детском саду – от темы к пространству (к примеру, составление план-карты на день);
- модель трёх вопросов в образовательном процессе детского сада;
- «сундучок детства» (с точки зрения сохранения детской субкультуры, чтобы дети могли хранить свои карты, стихи, переписку, рисунки и др.);
- проекты социальной полезности (такие, как «Дети поМогут детям»).
На сегодня много социальных инициатив детей от 5,5 лет мы можем встретить в дошкольном возрасте: желание быть полезным, нужным, ориентированным на результат. Это только закрепляет стремление детей двигаться по пути субъектности и не бояться проявлять и выражать себя.
Основной вывод, который можно сделать в завершении доклада, это то, что свобода взрослого - учиться у ребёнка, а не только давать ему эти знания, тем самым ограничивая его в проявлениях собственной деятельности и поиска решений.
Фото из презентации докладчиков конференции
Текст записала – Елизавета Ласькова