Ответы разные, но в целом, дети понимают, что есть правила, которые почему-то нужно выполнять.
Как же вводить правила с детьми дошкольного возраста?
Есть правила, которые должны быть введены взрослым, они касаются безопасности жизни ребенка и есть правила, которые вырабатываются вместе с детьми.
С правилами группы ребенка нужно знакомить с самого начала пребывания его в детском саду, объясняя последствия нарушения этого правила, почему важно его соблюдать.
Например: нельзя выходить за территорию детского сада без сопровождения педагога детского сада, родителей, но можно, во время прогулок гулять на участках детского сада; обязательно мыть руки после прогулки и перед приемом пищи и др.
Это то, что может установить взрослый, как устойчивое правило, как константа, которая обязательна для выполнения. Есть правила, которые нужно устанавливать вместе с детьми. Например, где и когда можно громко разговаривать, а в какое время нельзя. Где можно бегать, а где нельзя. Задача педагога, постоянно напоминать ребенку о последствиях действий.
Правила, которые создаются вместе с детьми могут быть временными и постоянными.
Временные правила могут вводиться на конкретное событие, а постоянные вводятся, как решение возникающих проблемных ситуаций. Например, в детском саду есть библиотека, тихий уголок, где детям удобно рассматривать книжки и читать. И если дети шумят, то там быть не комфортно и не хочется. Поэтому, задача воспитателя привлечь внимание детей к конфликту интересов и вместе выработать правила нахождения в библиотеке. Так, одном детском саду, дети приносили с собой самокаты и складывали их в одну кучу. Самокаты было сложно доставать, если он был в самом низу этой кучи малы. Как следствие, возникали конфликты между детьми.
Вместе с педагогом обсудили почему это происходит, что нужно сделать, чтобы всем было удобно, как сделать так, чтобы самокат можно было легко найти. И дети придумали сделать парковку, расчертив на асфальте место для каждого самоката. Каждый ребенок обозначил свое парковочное место определенным символом. Конфликт был исчерпан, появилось новое правило, которое дети выработали сами и конечно соблюдали. Необходимо помнить, что позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития.
При введении правил:
- запрещая, вы должны давать что - то взамен. Например, если вы устанавливаете правило, что в спальне бегать нельзя, то обязательно нужно показать, где можно это делать. В детском саду мы часто наблюдаем, что вводится такая установка «Бегать в группе нельзя». Но ребенок не может не бегать, чем больше ребенку предоставляется возможность реализовать свою потребность в движении, тем легче ему переключаться на другие мероприятия, требующие от него познавательной активности. Занятия физической культурой, если они проводятся три раза в неделю и жестко регламентированы, не решают задачу полностью, поэтому важно время и место, где ребенок мог пробовать свои силы, бегать и прыгать.
- вводить правило нужно уважительным тоном, нельзя эмоционально давить на ребенка. Вводите правила, когда вы сами эмоционально спокойны. Не стоит этого делать в разгар детского конфликта.
- не стоит предъявлять правила как наказание и ограничения для ребенка. Правила, это то, что организует нашу жизнь.
Установите точные и понятные правила, эти правила будут хранить безопасность в группе.
Наталья Шадрина,
преподаватель НОУ ВПО «Московская высшая школа социальных и экономических наук», бизнес - тренер, эксперт в области образования, научный руководитель Центра образовательных инноваций «ШАГ»