Статьи

Что развивать в ребенке? «Ключики» к счастливой взрослой жизни

Человек развивается на протяжении всей жизни, но именно в детстве особенно важно поэтапно сформировать базу для качественного взросления, на которую в дальнейшем будут «нанизываться» новые знания и умения. Существуют такие «реперные точки» развития личности, без приобретения которых к определенному возрасту, переход на следующий этап взросления не состоится полноценно.

Жанна Сугак, кандидат психологических наук, руководитель школы и детского сада «Золотой ключик», поделилась, что необходимо развивать в ребенке, чтобы он вырос счастливым и успешным человеком.


1. На выходе из младенческого возраста у ребенка должно быть сформировано базовое доверие к миру. Задача взрослых заключается в создании безопасного для ребенка пространства, в котором он чувствует себя частью социума и может проявляться разными способами, в том числе воплями и криками. Такое пространство возможно создать посредством общения ребенка с близким взрослым, который не равнодушен к тому, как он растет. Важно, чтобы ребенок был погружен именно в акт общения, в такое взаимодействие, в рамках которого люди обмениваются мнениями, узнают новое, имеют возможность выражать свою позицию. Способность сталкиваться с проблемами и не бояться обращаться за советом для их решения, двигаться вперед, несмотря на ошибки, делает человека свободным, целостным, создает ценность самого себя, уверенность в себе.


2. Исследовательская позиция (интерес) к предметному миру вырабатывается в раннем детстве – с года до трех лет. В психологии этот период называется ранним детством и является наиболее благоприятным для формирования определенных психологических свойств и видов поведения. Самые разные предметы для двухлетнего ребенка становятся настоящими магнитами, настолько привлекательными, что больше ничто не вызывает интерес, и изучать их безбоязненно ему позволяет именно базовое доверие к миру. Ребенок исследует предметный мир на ощупь, изучает, как он функционирует, как проявляется по отношению к нему. Однако качественное познание происходит рядом со взрослым, который может рассказать о свойствах отдельного предмета и объяснить, как им пользоваться, наделить его смыслом – перевести со взрослого языка на детский, таким образом создавая для ребенка зону ближайшего развития. Главная задача такого взаимодействия заключается в том, чтобы изучение предметов перестало быть целью и не заменяло какую-то конструктивную деятельность в будущем, чтобы предметы стали средствами, инструментами для дальнейшего развития.


3. Доверительные отношения с «чужими» взрослыми. Для ребенка дошкольного возраста чаще всего единственные взрослые, которых он знает и с кем коммуницирует, – это его семья. Но постепенно в окружении появляются и другие люди, с которыми также важно научиться выстраивать дружественные отношения, уважать и считаться с их мнением. Окружающие его люди выступают носителями другого опыта, отличного от осмысляемого ребенком опыта членов семьи, и взаимодействие с ними размывает детский эгоцентризм, присущий ребенку в этом возрасте. Умение общаться лучше всего развивается в детском саду в детско-взрослом сообществе, где взрослый выступает не только руководителем, но и наблюдателем, а также человеком, который заботится о ребенке, кормит и укладывает его.


4. После того, как ребенок научился общаться со взрослыми, ему предстоит научиться взаимодействию со сверстниками. Если взрослые лояльны по отношению к ребенку, идут навстречу, пытаются понять, то ровесник , в отличие от них, действует по своему хотению и уступать не будет. Отношения со сверстниками выстраиваются на протяжении всего дошкольного детства, и в это время дети учатся жить в коллективе, в мире, где есть другие люди со своими потребностями, которые могут пересекаться с твоими. Умение договариваться, отстаивать свою позицию, управлять своими эмоциями развивается в различных видах игр, от режиссерской до игры с правилами, поэтому так важно организовывать для дошкольников игровое пространство, в котором они смогут раскрыться в полной мере.


5. Воображение, как психологическую функцию, принято недооценивать – понятие часто путают с фантазией, способностью к выдумкам. Воображение во взрослой жизни позволяет переосмыслить события, не воспринимать слова буквально, видеть ситуацию с разных точек зрения, мыслить абстрактными понятиями. А для того, чтобы человек научился чему-то, надо чтоб он мог это представить. Воображение вбирает в себя предметную среду, с которой оперирует ребенок и его прошлый опыт, а так же зависит от внутренней (личностной) позиции . Воображение развивается в игре, игра развивается посредством воображения.

6. Использование речи для обозначения своих потребностей и желаний в младшем школьном возрасте. К этому времени ребенок уже освоил речь как функцию взаимодействия между людьми, обрел словесно-логическое мышление. Так, если дошкольнику нужно видеть, о чем ему говорят, – у него развито наглядно-действенное, а затем и наглядно-образное мышление, – то со школьником уже можно говорить, опираясь на понятия, значения и смыслы. В школьном возрасте ребенок начинает понимать и ценить юмор. Для того, чтобы ребенок учился самовыражаться через речь, наделял слова смысловой нагрузкой, нужно читать с ним вслух, смотреть кино и обсуждать увиденное, задавать вопросы о важных для ребенка вещах, о том, что ему действительно интересно на данный момент.


7. Способность решать учебные задачи должна быть также сформирована в младшем школьном возрасте. В этот период ребенку очень нравится учиться всему новому, большей частью у сверстников. Так именно скабрезные стишки и песенки, дразнилки, бранные слова, принесенные сверстниками, впитываются мгновенно и остаются в памяти навсегда. Однако для того, чтобы учиться в школе, превращать полученные знания в средства развития и пользоваться этим знанием, необходимо уметь отделять учебные задачи от житейских: понимать и удерживать условия задачи, правила, на которые нужно опираться, уметь работать с текстом. К концу этого периода у ребенка формируется понятийное мышление. Его успешному формированию способствуют спонтанное и спонтанно-реактивное виды обучения

8. Способность видеть в сверстнике отражение себя развивается в младшем подростковом возрасте. Дети на этом этапе взросления исследуют мир социальных взаимоотношений: им важно приобрести друзей и врагов, причем врагов – чтобы было интереснее дружить; определить свою принадлежность к какой-то компании и быть ее частью. Через соотношение себя с определенной социальной группой, взаимодействие с ней и противопоставление с «чужими» подросток находит отражение реальности. Ребенок пробует себя в этом мире через разные образы; появляются кумиры, которые становятся идеальным представлением о себе, каким бы ему хотелось быть. Это всегда непростой период как для самого подростка, так и для родителей, и он невозможен без ссор, интриг, смены компаний и переживаний. Подростку в это время необходимо быть в окружении сверстников, где каждый из них выступает субъектом, учится самостоятельно выстраивать отношения.


9. Способность самостоятельно выстраивать отношение к себе вне зависимости от мнения окружающих. В старшем подростковом возрасте формируется «Я-концепция» – совокупность представлений человека о самом себе, о том, какими качествами и характеристиками он обладает. И в этих представлениях, к сожалению, подросток себя не очень любит: его не устраивает рост, вес, цвет глаз и волос и т.д. Начинается активный поиск себя в этом мире, и ребенку важно найти то содержание, в котором он сможет самовыражаться – это могут быть новые друзья, увлечения, спорт. На место кумиров приходят люди, которым хочется подражать в каком-то их умении и учиться тому же; происходит не только становление себя как личности, но и становление себя, как человека, который в чем-то состоялся. Без этого качественного слома не сможет сформироваться личность, способная самостоятельно строить отношения, выбирать профессию, доказывать свою правоту, не бояться быть самим собой и др. На этом этапе взросления необходимо дать ребенку свободы: возможность сопротивляться, поступать по-своему, ошибаться, быть самостоятельным. Происходит это через отдаление от родителей, отход от семейных ценностей и установок. Однако одновременно с этим подросток особенно нуждается в людях рядом, которые его понимают, разделяют пристрастия, страхи, восторг, поэтому так важно сохранять доверительные отношения с ребенком.