Статьи

Детские сады Словении в стажировке Центра ШАГ


Интересное зарубежное путешествие у нас выдалось на третий день Международной онлайн-стажировки "ШАГ", вдохновляющее. Мы со стажерами слетали онлайн в Словению и сделали для себя открытия, которых не ждали. Например, что ребенку важно быть близким к природе. Но обо всем по порядку…


С особенностями словенской системы дошкольного образования нас познакомила Лиана Церар, педагог Русской школы в Словении и директор сети детских садов им. Антона Медведа в г. Камник. Эта сеть включает в себя 14 садов, которые посещают более 1000 детей, и является третьей по величине сетью детских садов в Словении. Сады являются муниципальными, государственными, реализуют образовательную программу дошкольного образования Словении.


«Важной идеей дошкольного образования Словении является то, что дошкольное образование лишь дополняет семейную систему: детсад никогда не имеет право взять главную роль в воспитании ребенка, он лишь помогает родителям. Семья в нашей системе – главная».


Лиана Церар рассказала о нормативах и требованиях организации работы детского сада. Мы сразу начали мысленно сопоставлять словенские нормы с нашими СанПиНами, фин.нормативами и ФГОС ДО. Обнаружилось много общего, есть и различия. Например, требования к площади помещений (в Словении детей в группе немного меньше), а аналог ФГОС включает 6 направлений развития ребенка (развитие речи, движение, искусство, общество, природа, математика), в России 5 направлений и т.д.


«В Словении дошкольное образование регулируется очень строго, у нас много нормативных правил и требований. Государство финансирует частные детские сады с концессией, но и они обязаны выполнять государственную образовательную программу, добавляя свои компоненты. Частному саду сложно добавить что-то к госпрограмме, она очень полная, поэтому большинство садов в Словении – муниципальные. И 94% словенских детишек ходят в детский сад – это очень много».


Интересно, что директор детского сада в Словении - это выборная должность. Чтобы занять должность, нужно подать свою кандидатуру на конкурс и пройти серию испытаний, получив по итогам максимальное число голосов. Мандат директора детсада действителен 4 года, по его окончании нужно снова участвовать в «выборах».

В детском саду в качестве воспитателей могут работать только выпускники педагогических вузов по направлению дошкольной педагогики, другие виды высшего образования или СПО не засчитываются. Помощниками воспитателя становятся кандидаты со среднем профессиональным образованием.


Рабочий день воспитателя – 8 часов, из них 6 часов с детьми и 2 часа на подготовку занятий (чаще педагоги делают это дома). Допускаются однородные и разновозрастные группы, при этом именно смешение возрастов считается наиболее эффективным.

Любопытно было узнать про необычные проекты детских садов Словении. Например, в сети детских садов, которой руководит Лиана, реализуют принципы Лесной педагогики. И это подход, который более всего впечатлил наших стажеров) Все гениальное – просто: детский сад расположен в живописном месте на краю маленького городка и соседствует с лесом. Воспитанники сада имеют возможность 2-3 раза в неделю проводить время с воспитателями в настоящем лесу, изучая его, играя, придумывая лесные приключения, играя в листьях, катаясь на лужайке и всячески балдея (поистине, счастливый ребенок – чумазый ребенок)) Иногда проходит День в лесу, когда весь день дошкольной группы, включая прием пищи и сон, проходит в лесу, на свежем воздухе. (Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…)


«Что дает детям лес?, - задается вопросом Лиана Церар. - В современном мире пространства, которые нас окружают, и которые могут исследовать дети – сократились в разы по сравнению с нашим детством и детством наших предков. Детям не хватает опыта, двигательной активности, психологической разрядки, они копят беспокойство. Лес – естественная гармоничная среда. Здесь у детей развивается крупная и мелкая моторика, они могут найти себе множество исследовательских занятий в живой природе. Нам не нужна игровая площадка, весь лес – наш. Основное правило: оставить лес в первозданном виде, когда мы уходим. Мы ничего не ломаем, не портим, бережное отношение к природе - это важно».


Вообще, здоровью и экологии в Словении уделяется очень много внимания на уровне системы образования. В детских садах сортируют мусор, дети на грядках выращивают овощи и травы. Причем, с образовательными целями изучают весь сельскохозяйственный цикл: от посадки, полива, компоста, сбора урожая, его переработки в готовые продукты до заготовки семян – и по новому циклу. В саду варят варенье, варят суп, выжимают сок из продуктов, выраженных детьми, а еще варят сиропы от кашля из трав и устраивают для родителей благотворительный базар. Класс!


Потом мы узнали про фольклорные и творческие проекты садов, про путешествия дошкольных групп на море (да, прямо с садиковской группой и воспитателями на школьном автобусе) и как-то незаметно вышли к теме результатов дошкольного образования. Так для чего нужен детский сад? Учить читать, писать к школе или растить счастливого всесторонне развитого ребенка? Развернулась дискуссия со стажерами.

Юлия Месарич, директор первой в Словении русской школы, с позиции зарубежных гостей рассказала о системе начального образования в Словении и преемственности между уровнями образования, которая выстроена в этой стране.


«Дети идут в школу с 6 лет (подготовительный класс по-нашему – это уже школа по-словенски). В 1 классе на половине уроков с детьми работает воспитатель, это делается для постепенного перехода». Программа словенской начальной школы может показаться российским коллегам слишком простой и удивляет русских родителей в Словении:

«По норме только к третьему словенскому классу (в России это был бы 2 класс) школьники обязательно должны научиться читать и писать письменными буквами. По норме. Могут и раньше, но верхняя граница такая. Здесь иное понимание задачи начальной школы: она должна научить ребенка учиться: как выполнять задания учителя, как общаться в группе, как рассказать о прошедшем событии, - дать ему положительный учебный опыт и навык".

Мы удивлялись тому, что в словенской школе нет дневников, а с «двойками» можно переходить из класса в класс, потому двойка – это не «все пропало, шеф!», а удовлетворительно, то есть эквивалент нашей тройки. А тройка – «хорошо»! А четверка? «Очень хорошо». Ну и пятерка, конечно, «отлично». Вот позитивная система оценки, правда же?


И конечно, нам было интересно узнать, чем живет русская школа за рубежом, об опыте деятельности Русской школы в Словении и синергии двух образовательных систем Юлия нам тоже поведала.

Этот день дал нам неожиданно другой фокус, приблизил нас к пониманию простых важных ценностей. «После Лесного детского сада – будто у бабушки на даче побывали», - кто-то из стажеров написал) Словения, вы стали для нас глотком свежего лесного воздуха. Спасибо вам!


Текст – Марина Лихошерстных