Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

"Мир держится на новых идеях!" Школа дизайна «Точка» (Пермь)

Как и зачем развивать дизайн-мышление в школе? Что школа может дать городскому пространству? Какие форматы обучения возможны кроме уроков? Стартовал наш проект «Онлайн-погружение в уникальные практики общего образования». Команды школьных директоров посещают 3 интересные школы в Томске и Перми в онлайн-формате, а в апреле часть гостей поедет в одну из школ очно, чтобы увидеть все своими глазами.

Слоганом этого онлайн-погружения должно стать «И такое возможно?», потому что сложно поверить, что обычные муниципальные школы могут работать именно так. Хотя погодите, разве это обычные школы? Судите сами.


МАОУ Школа дизайна «Точка» в Перми - единственная в России общеобразовательная школа с дизайн профилем. Здесь учатся 1600 учеников, при этом, не все они станут дизайнерами. Основная идея школы – в создании образовательной модели, направленной на развитие дизайн-мышления – творческого, нестандартного мышления, которое позволяет эффективно решать нестандартные задачи.

«Мы учим детей генерировать идеи, высказывать свое мнение и не бояться делать то, что пока не делают другие. Мир держится на новых идеях. Важно, чтобы ребенок не боялся пробовать и создавать нестандартное, - это сделает его успешными в любой профессии. В этом плане наша школа может быть прототипом и моделью школы будущего», - считают в «Точке».

Как устроена такая школа?


Пространство проб. Образовательная программа в школе построена с избытком выбора – с 5 класса у школьников разрастается возможность выбирать направления, группы, курсы и форматы обучения. «Выбирать – очень важно, чтобы ошибаться, продолжать искать и в итоге найти свое». Выбор обеспечен нелинейным расписанием обучения на основе индивидуального учебного плана.

Например, в параллели 7 классов ученик не закреплен за определенным классом, он может работать в разных группах, раз в четверть меняя группу, которая сформирована на основе общей деятельности. Совершать переход позволяют особенности расписания, единые УМК для параллели и тьюторское сопровождение каждого ученика. Половина детей действительно меняют группы, ищут свой интерес. В 9 классе основной для объединения групп становится уровень погружения в предмет или профессиональная специфика. Классы из 30 человек разбиваются на проектные группы по 10-12 человек, в старшей школе – по 5.

Нестандартные форматы обучения, отличные от урочной системы, при этом, их образовательный потенциал - не меньше. Дизайн-проекты, просмотры, мастер-классы, воркшопы, интенсивы, выставки, арт-фестивали, профильные конкурсы и лагеря. Мастерские и студии составляют большую часть пространства школы.

Инструменты для индивидуализации: дизайн-образование, поточно-групповой формат обучения (муниципальная модель Перми), краткосрочные курсы по выбору, образовательный модуль «Время Т», индивидуальные учебные планы в старших классах, профильные и профессиональные пробы, модуль инжиниринга как инновационная модель школы, модель тьюторского сопровождения. Здесь даже подход к платным образовательным услугам нестандартный: не просто набор кружков, а комплексная система курсов, работающая на образовательные цели, дополняющая основное обучение. В ходе стажировки тонкости организации процессов в «Точке» для каждой классной параллели гостям разъясняла методист.

Дизайн скрещивается с предметными областями. Дизайн - это не доп.образование или кружок, это призма, через которую изучаются все школьные предметы по ФГОС. Например, математика через призму дизайна – это архитектурные проекты. Физика, химия, биология, география изучаются в исследовательских проектах. Литература, обществознание – через социальное проектирование. Формальная оценка качества образования в «Точке» на уровне: баллы выпускников по ЕГЭ входят в топ-10 школ Пермского края.

Дизайн-подход: от идеи до реализации и продвижения. Прикладной характер получаемых знаний прослеживается во всем. Ребята участвуют в партнерских проектах школы с государственными, коммерческими и общественными организациями по разработке дизайн-решений. Вместе с наставниками в рамках учебных дисциплин школьники разрабатывают реальные проекты, которые нередко внедряются в бизнесе или городской среде.

Креативные люди и сотрудничество. У школы множество друзей и партнеров, дизайн-сообщество Пермского края активно участвует в развитии школы. Отличается и формат отношений учеников и педагогов: «Преподаватель делится с тобой опытом и пытается направить. Это не обучение, это сотрудничество. Тебе просто помогают прийти к результату, не ограничивая», - рассказывают ученики. «Знания – это процесс. Все, что мы знаем, мы передаем в процессе, в творческих мастерских, проектных студиях, совместных экспериментах и исследованиях. У нас тут рабочая атмосфера сотрудничества», - делятся педагоги.

Как вообще возникла такая школа?

Едва открывшись, почти 60 лет назад школа «Точка» почти сразу обрела профиль преподавания искусств и музыки. Затем на протяжении нескольких десятилетий развивалась как школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. И в 2011 году вместе с 4 другими школами была включена в эксперимент «Уникальные школы»: на уровне города родилась концепция, что ученики прямо в школе могут развивать профессиональные навыки и монетизировать их. Постепенно проект расширился до 10 школ, и теперь в Перми есть Школа дизайна, IT-школа, Инженерная школа, Школа Киокушинкай, Агрошкола и другие уникальные общеобразовательные организации. Объединяет их тесная связь обучения и практики и привлечение к преподаванию профессионалов-практиков. Сейчас кроме дизайн-профиля в школе Точка идет углубленное изучение математики и английского языка, как самых нужных для дизайна дисциплин.

Интересно, что, родившись как уникальный городской проект, школа постепенно сама стала ценным ресурсом для города. По принципу обмена энергии: получаешь-отдавай. Уже 5 лет школа проводит городской семейный фестиваль «Вокруг точки» для жителей Перми. Организует летние лагеря для ребят со всего Пермского края. Всероссийский конкурс «Точка внимания» - один из немногочисленных конкурсов по дизайну для детей со всей страны. Выставки работ учеников, созданных в ходе учебы, проходят на базе городских музейных пространств Перми и доступны всем желающим. Школьники создают дизайн для объектов городской среды Перми, проектируют арт-объекты и стили для библиотек, музеев и пространств города. Это уникальный пример того, как расшколивание, выход образования в городскую среду, стал полезен не только самой школе, но и городу по принципу экосистемы.

Гости слушали рассказ команды «Точки» полдня, и этого мало, чтобы понять, как все устроено. Мы назвали проект «Онлайн-погружение в уникальные практики общего образования», потому что здесь важно каждое слово. И именно через насмотренность и знакомство с такими авторскими практиками происходит, в том числе, профессиональное развитие. Внедрять новое легче, глядя на действующую практику тех, кто уже это реализует. И мы рады знакомить участников наших программ с такими практиками.

Благодарим команду Школы дизайна «Точка» за интересное погружение и щедрый обмен опытом!

Текст - Марина Лихошерстных

Школа