Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Готовое оборудование для детей vs возможность создать оборудование по игровому замыслу?

Этот вопрос возникает довольно часто в обсуждениях развивающей среды.
Что лучше для ребёнка? Игровая площадка в виде корабля, замка, ракеты? Или же доски, палки, бочки, палеты и другие материалы, из которых ребёнок может построить то, что будет необходимо именно для его игры?

Вроде бы, очевидно, что готовое оборудование лучше:
  • оно сконструировано безопасно;
  • профессиональный дизайн – ярко, красиво, точно привлечёт внимание ребёнка;
  • в готовом оборудовании продуманы возможности развития моторики – есть горки, лесенки, лазалки.

Идеально, казалось бы! Не всем доступно финансово, но идеально, чтобы было именно так.
Однако, в шкалах оценки качества развивающей среды всегда говорится о возможности для ребёнка “найти и создать” место для игры и уединения самостоятельно, о материалах для поддержания разных игровых сюжетов, о трансформируемости среды.

Кто же прав?
Отвечают сами дети.
Даже при наличии яркого, красочного замка со множеством возможностей, несколько ребят всё равно организуют возле него свой “собственный”.

Почему?
  • готовые игровые формы не всегда отвечают сюжету детской игры. Дети могут “наиграться” в замок, но его уже не изменишь;
  • строительство – уже часть игры. Вместе придумать и построить дом/космолёт и т.д. бывает даже приятнее, чем играть потом;
  • гордость за себя и самооценка – построили сами, и не развалилось, приятное ощущение, что это “мой” дом;
  • взаимодействие с природными материалами и природными формами, помимо пластмассы и металла. Природа питательна, и дети это чувствуют.

Размышляли ли вы об этом?
Что думаете на этот счёт?

Анастасия Кислицина, психолог, педагог, эксперт Центра образовательных инноваций «ШАГ»
2020-07-13 17:33 Детский сад