Готовое оборудование для детей vs возможность создать оборудование по игровому замыслу?
Этот вопрос возникает довольно часто в обсуждениях развивающей среды. Что лучше для ребёнка? Игровая площадка в виде корабля, замка, ракеты? Или же доски, палки, бочки, палеты и другие материалы, из которых ребёнок может построить то, что будет необходимо именно для его игры? ⠀ Вроде бы, очевидно, что готовое оборудование лучше:
оно сконструировано безопасно;
профессиональный дизайн – ярко, красиво, точно привлечёт внимание ребёнка;
в готовом оборудовании продуманы возможности развития моторики – есть горки, лесенки, лазалки.
⠀ Идеально, казалось бы! Не всем доступно финансово, но идеально, чтобы было именно так. Однако, в шкалах оценки качества развивающей среды всегда говорится о возможности для ребёнка “найти и создать” место для игры и уединения самостоятельно, о материалах для поддержания разных игровых сюжетов, о трансформируемости среды. ⠀ Кто же прав? Отвечают сами дети. Даже при наличии яркого, красочного замка со множеством возможностей, несколько ребят всё равно организуют возле него свой “собственный”.
Почему?
готовые игровые формы не всегда отвечают сюжету детской игры. Дети могут “наиграться” в замок, но его уже не изменишь;
строительство – уже часть игры. Вместе придумать и построить дом/космолёт и т.д. бывает даже приятнее, чем играть потом;
гордость за себя и самооценка – построили сами, и не развалилось, приятное ощущение, что это “мой” дом;
взаимодействие с природными материалами и природными формами, помимо пластмассы и металла. Природа питательна, и дети это чувствуют.
⠀ Размышляли ли вы об этом? Что думаете на этот счёт?
Анастасия Кислицина, психолог, педагог, эксперт Центра образовательных инноваций «ШАГ»