Регламентированная жизнь – регламентированный прием пищи, безвкусная еда, все просто. Мы то, что мы едим и как едим. Я убеждена, что любая мелочь влияет на наше эмоциональное состояние. А такое дело, как прием пищи и то, как он организован, доставляет особую радость, наделяя жизнь яркими красками. Но что, если это не так, а наоборот?
Начнем с того, как обычно, проходит подготовка к завтраку, обеду, ужину в большинстве наших государственных/ муниципальных детских садов.
Перед каждым приемом пищи, младший воспитатель, иногда в паре с воспитателем, накрывают на стол, расставляя приборы и тарелки с едой. Дети в это время, помыли руки и сидят на стульчиках, ожидая приема пищи. Чаще всего, эта ситуация происходит во время обеда, когда дети пришли с прогулки, быстро помыли руки (обычно, это происходит строем), затем сели на стульчики, положили руки на коленочки и ждут в течение 10 – 15 минут, когда их пригласят на обед.
Во время экспертизы со Шкалой ECERS-R в одном из садов, я наблюдала, как воспитатель посадила детей обедать, все было ровно так, как я описывала ранее. Когда наступило время обеда, детей пригласили за столы, которые расположены как парты в школе. Вы пробовали так принимать пищу? Представляете, заходите в кафе для встречи с друзьями и там также организовано пространство, что сидеть можно ровно так, как за партами по два человека, а перед вами следующая парта, и вы видите затылки своих товарищей. Как вести диалог? Что вы при этом чувствуете? Получаете ли вы удовольствие от еды? Далее, еще интереснее, девочка обнаруживает столовый прибор, который видит впервые в детском саду и спрашивает воспитателя: «А это зачем?» - воспитатель смущается и делая вид, что не замечает вопроса, говорит детям: «Достали все свои ключики….» - думаю, что за ключики такие и зачем они нужны, воспитатель продолжает: «………закрыли рот на замок и отдали ключики мне».
Я не понимаю, что происходит, дети при этом, достают невидимые ключики, делают движение как-бы закрывая рот на ключик и условно кидают воспитателю воображаемый ключик. А как же дети будут кушать, думаю я, с закрытым ртом, это практически невозможно. А воспитатель продолжает: «Взяли ложки и едим молча». Дети по команде взяли ложки и начали активно поедать суп и др.
Проводя оценку качества ДО в детских садах, а я бываю в разных субъектах РФ, часто наблюдаю примерно такую же картину, немного отличающуюся, но в целом, суть везде одна: весь прием пищи жестко регламентирован, нет даже представления о культуре питания, о том, что прием пищи, это не просто энергетическая ценность, набор определенных жиров, белков, углеводов и др.
Еда должна приносить нам удовольствие! Ведь любые вкусовые ощущения несут собой глубокий физиологический смысл, они определяют некоторые защитные реакции нашего организма. К примеру, неприятная на вкус еда воспринимается организмом как некая опасность – пища, не пригодная для употребления. Приятные эмоции, сопровождающие трапезу, обеспечивают психологический комфорт, формируют вкусовую чувствительность.
В Германии, к примеру, вообще объявили 21 мая днем питания в детском саду. Может быть, нам тоже стоит задуматься не просто об энергической ценности питания, а о том, чтобы еда, действительно, доставляла радость ребенку, была вкусной и принимать ее можно было в приятных для ребенка условиях.
Показатели из Шкалы ECERS-R
Неудовлетворительные: «Расписание приёмов пищи/ закусок неудобное (например, детям приходится ждать, даже если они голодны). Отрицательная социальная атмосфера (персонал жёстко требует соблюдать манеры, заставляет детей есть, хаотичная атмосфера)».
Удовлетворительные: «Большинство членов персонала кушает вместе с детьми во время еды и групповой закуски. *Приятная социальная атмосфера. Детей поощряют кушать самостоятельно (наличие столовых приборов для детей, особые ложки или чашки для детей с ограниченными возможностями). Дети помогают во время еды/ закуски (накрывают на стол, обслуживают себя сами за столом, убирают после еды, вытирают пролитое). Наличие предметов для обслуживания за столом специально для детей (небольшой ковш, прочные миски и ложки для сервировки). Еда/закуски являются временем для общения (персонал поощряет детей рассказывать о событиях дня и вещах, которые им интересны; дети общаются друг с другом)».