Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Как “не выгореть” профессионально, если каждый день отдаешь себя детям?

В преддверии интенсива - Летней школы ШАГ для педагогов детских садов (9-13 августа 2021 г.) мы поговорили с Жанной Сугак, к.псих.н., руководителем комплекса “Золотой ключик”, о том, что нужно знать педагогу, чтобы быть профессионалом своего дела, как “не выгорать” и оставаться профессиональным взрослым, каждый день взаимодействуя с детьми.


- Что важно знать воспитателю, без каких знаний он не сможет хорошо работать?


“Вообще, есть стойкое убеждение, что знание – вторично. Но для того, чтобы успешно выстраивать воспитательно-образовательный процесс, педагогу, прежде всего, необходимо знать, как устроен ребенок: возрастные нормы и нормы развития, отклонения от норм и методы взаимодействия в таких случаях. Важно знать, какими возможностями и способностями обладает конкретный ребенок, чтобы уметь объективно относиться к тому, что и как ребенок делает, а не обвинять его в несоответствии представлениям взрослых о том, как должно быть. Не менее важно педагогу постоянно УЗНАВАТЬ СЕБЯ, анализируя свое поведение в разных ситуациях, наблюдать за своей реакцией и работать над собой, чтобы взаимодействие с детьми было развивающим и для него.

Работая по программе, необходимо знать теоретическую базу, которая лежит в основе – устои и принципы, в соответствии с которыми педагог поступает так или иначе. От педагога-профессионала ожидается постоянное ОСМЫСЛЕНИЕ содержания программы, выстраивание причинно-следственных связей для того, чтобы уметь объяснить, зачем проводятся конкретные мероприятия, почему разные ситуации требуют определенного поведения.


- Как это возможно сделать – сохранить в себе ребенка и быть взрослым

профессионалом одновременно?


Важно понимать, что, находясь среди детей, педагог не может выпускать наружу своего «внутреннего ребенка». Внутреннего ребенка нужно оставлять дома. Обязанность преподавателя – держать НАДСИТУАТИВНУЮ позицию, позволяющую управлять процессом: отслеживать, регулировать, направлять, поддерживать. Проявления детской позиции и детских черт у взрослого человека помогает выстраивать паритетные отношения с ребенком, но профессиональный взрослый такое поведение только ДЕМОНСТРИРУЕТ. Даже если педагог ведет себя, как ребенок и, например, позволяет детям его чему-то учить, это делается намеренно с осознанием происходящего.


- Как “не выгореть” профессионально, если каждый день отдаешь себя детям?


Не надо отдавать всего себя детям, ОСТАВАЙСЯ ТЕМ, КТО ТЫ ЕСТЬ. Когда педагог активно и с интересом включен в процесс общения с детьми, он развивается сам. Дошкольники оперируют смыслами, для взрослых не всегда понятными, поэтому необходимо быть не просто педагогом, но и выступать переводчиком с детского языка на взрослый и наоборот, постоянно быть включенным в процесс. При таком подходе вероятность профессионального выгорания сводится к минимуму. Педагог должен стремиться к тому, чтобы жить интересной жизнью, наполнять СВОИМ содержанием детско-взрослое общение, при этом оставаясь профессионалом, понимающим, что и для чего он делает, чтобы ребенок не просто обладал информацией, но и жил внутри нее, принимая ее за свойства среды.


Работа – это работа, и наслаждаться ей постоянно невозможно. Случаются трудности, и нужно уметь проживать разные эмоции и ощущения, не только положительные, учиться сопереживать детям, поддерживать их в непростых ситуациях. В педагогической среде, к сожалению, распространено явление, когда педагог считает, что находится «на вершине профессиональной эволюции», все знает и умеет, больше ничему учиться не желает. Однако только постоянное ИЗУЧЕНИЕ себя, расширение своих профессиональных знаний и навыков может сохранить интерес к работе и достижению новых результатов.

При этом важно разделять личностную и профессиональную сферы. Не стоит приходить на работу и забывать про свои ценности, ставя на первый план профессиональную деятельность. Целостная личность, человек, стремящийся к развитию и уважающий себя, будет успешен по жизни, в том числе, и в профессиональной сфере. ВЫГОРАНИЕ СЛУЧАЕТСЯ, когда человек не получает удовлетворения на личностном уровне: не верит в себя, не развивается, не оценивает себя объективно как профессионала, не видит дальнейшего роста, поэтому так важно уделять внимание своему внутреннему состоянию и развитию.


- Оставаться собой, включаться в процесс, удерживать смыслы, принимать свои эмоции, оценивать свой уровень и видеть рост на будущее, изучать новое, - что еще?


Помимо детско-взрослого общения “ребенок-педагог”, существенную роль для профессионального становления играет общение в рабочем коллективе детского сада. Для того, чтобы взаимодействие между педагогами было эффективным, важно, чтобы был сформирован КОЛЛЕКТИВ. В коллективе людей объединяет общая цель, понятные задачи, которые они решают, стремление быть вместе в трудных ситуациях и праздничных обстоятельствах. Формирование коллектива – одна из основных задач руководителя; он должен выстроить работу таким образом, чтобы педагоги были профессионально завязаны друг на друге, обменивались опытом, делились личностными достижениями, помогали и направляли в непростых ситуациях.


- Как понять, что педагог хорошо выполняет свою работу?


Внешние критерии успешности, также, как ценности профстандарта, могут пониматься разными людьми двояко, поэтому у педагога должны быть выработаны свои ВНУТРЕННИЕ критерии оценки профессионализма, важно самому понимать, насколько он успешно справляется со своими задачами. Нужно знать не только, насколько хорошо он справляется с работой, но и чего ему не хватает. Осознание дефицитов приводит к поиску новых решений для личностных изменений и профессионального роста, но не через декларацию норм стандарта, а через РЕФЛЕКСИЮ собственных результатов.

На Летней школе мы как раз будем рефлексировать, разбираться, задавать вопросы, искать ответы. Чтобы каждый участник смог увидеть свой горизонт развития на будущее, смог наполниться эмоционально и профессионально, смог побыть в кругу единомышленников, раскрыться и остаться собой. Приезжайте, будет интересно.


**

Жанна Сугак станет одним из экспертов Летней школы ШАГ, которая пройдет 9-13 августа, и в команде экспертов на протяжении 5 дней будет работать с педагогами и руководителями детских садов. Мы поговорим о ключевом содержании дошкольного образования, о ценностях, заложенных в нормативных документах, и их практическом воплощении, о профессионализме педагога, диалоге с ребенком и взаимодействии с родителями, о построении сплоченной команды детского сада.

Приглашаем педагогов! Летняя школа пройдет в Подмосковье, в парк-отеле Zvenigorod и точно откроет вам новые горизонты в профессии и станет ключиком от профессионального выгорания на новый учебный год. Прием заявок:

https://stepcenter.ru/sschool


Интервью подготовила Анна Гроховская
2021-06-29 15:00 Детский сад