Многим малышам на занятиях физкультурой откровенно скучно – кому понравится бегать по кругу, прыгать или ползать, просто потому, что кто-то сказал ему, что это полезно? «С детьми гораздо лучше работает игра, а не дрессура. Простые движения под музыку могут совершенствовать физически, а ещё они могут помогать развивать когнитивные функции, творческий подход и умение мечтать», говорит Мариам Нагайчук, телесно ориентированный терапевт и ведущая тренингов. Мариам любезно поделилась с нами идеями, как превратить простую физкультуру в занимательный и полезный, во всех смыслах, процесс.
Чтобы заинтересовать, малыша нужно пригласить в совместную игру. Перед воспитателем или родителем могут стоять разные задачи: сохранение и укрепление здоровья, удовлетворение естественной потребности в движении, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости, выносливости или дисциплины. В зависимости от задачи, можно выбрать подходящий сценарий или предложить ребенку импровизацию, но уже с хорошо ему знакомыми образами.
«Дети четко копируют образы. Ребенок точно знает, как двигаются, одеваются и ведут себя любимые герои мультиков. Достаточно упомянуть знакомое имя, и малыши тут же начинают подражать и перенимают пластику героя», рассказывает Мариам. Таким образом задействуются и образное мышление, и фантазия, и музыкальный слух, и физические процессы не отстают, по сути мы делаем все те же упражнения, но обосновываем их для детей.
Пять идей от Мариам Нагайчук, как сделать физкультуру интересной: 1) Эльза – главная героиня мультипликационного фильма «Холодное сердце». Эта юная принцесса королевства Эренделл с рождения обладает магической способностью создавать лёд и снег, носит длинное красивое платье, умеет танцевать и у нее хорошая осанка. Зная эти особенности, малыши могут на месте станцевать под мелодию из диснеевского мультфильма. Таким образом задействуются и образное мышление, и фантазия, и музыкальный слух, и навыки импровизации.
2) Для развития абстрактного мышления хорошо подходят задачи, где ребятишкам предлагается представить себя в образе шарика, стула или любого неодушевленного предмета. Чтобы изобразить шарик, ребенку нужно расслабиться, обмякнуть и катиться по полу, ведь у этой формы нет углов.
3) Сценарии для игры можно позаимствовать и в природе. Например, лягушка –живет в воде, умеет прыгать и плавать, у нее длинный язык. При охоте на насекомых, лягушка сначала следит за стрекозой, а потом резким движением языка захватывает жертву. Повторяя повадки животного, малыш с головой оказывается в игре, при этом взрослый может изменять сценарий и место игры, добавлять героев и ситуаций. Так гимнастические обручи становятся листочками в пруду, по которым прыгают «лягушки» - дети.
4) В дошкольном возрасте ребенок еще не понимает, что физкультура полезна для здоровья, а приседания, прыжки или подъем ног могут восприниматься как наказание. Если предложить ребенку побыть бабочкой, бегать, размахивая руками, то это воспринимается гораздо интереснее. В игровой форме дети решают разнообразные задачи. Создают любые локации для игры.
5) Важную роль играет музыкальное сопровождение. Например, можно вместо музыки включить звук жужжания пчёл и спросить у ребенка, откуда он идет? Почему пчела жужжит? Из подручных средств получаются прекрасные атрибуты для игры и занятий физкультурой. Необязательно оборудовать детские сады продвинутыми игрушками, интерактивными досками или гаджетами. Находчивость и фантазия взрослого помогают создавая волшебный мир, решать актуальные задачи в контексте любого занятия из любых подручных средств.