О детской одаренности много говорят в школе, когда она становится практически синонимом высоких оценок. Одаренными нередко называют и мотивированных детей, размывая границы между понятиями. Мнения по поводу того, является ли одаренность врожденным или приобретенным качеством, – расходятся. Согласно одному из научных подходов, 40% составляет влияние среды и воспитания, а бóльшая часть способностей заложена в нас с рождения. Если следовать идее, что дети рождаются уже одаренными, то возможность выявить это как можно раньше становится крайне привлекательной.
Но как же в дошкольном возрасте определить, одаренный перед нами ребенок или нет, если оценки еще не ставятся, а предметные олимпиады не проводятся? Ирина Емельянова, доктор пед. наук, профессор ЮУрГГПУ, научный руководитель компании «Инновации детям», призывает не вешать ярлыки «одаренности» и говорить о проявляемых у дошкольников ПРИЗНАКАХ одаренности.
За долгие годы научной работы и практики в ДОО и школе Ирина Евгеньевна научилась «рассекречивать» предпосылки развития тех или иных качеств, сигнализирующих об одаренности. Необычайно высокие способности ребенка в раннем возрасте могут не только удивлять, но и пугать неподготовленных родителей. Мы задали Ирине Емельяновой несколько важных вопросов, связанных с детской одаренностью.
🔸 Что такое детская одаренность?
“Существуют разные подходы к проявлению способностей в детском возрасте. В попытках определить суть одаренности мир делится на психологов и педагогов-гуманистов. Психологи утверждают, что одаренность – крайне редкое явление, которое необходимо выявить и поддержать, педагоги же склонны считать всех детей одаренными по-своему.
Я разделяю позицию психологов, но в то же время не хочу пропустить гения, поэтому встаю на позицию педагогов-гуманистов и делаю акцент в работе не столько на способности, сколько на развитие личности. Своей главной задачей считаю заложить предпосылки самореализации личности.
Определить в дошкольном возрасте признаки одаренности – сложно, поэтому педагогам, которые работают с малышами, близка концепция «растущего с возрастом интеллекта, самобытностью, которая сохраняется по мере взросления» (Богоявленская Д.Б., «Рабочая концепция одаренности»). Кроме того, разделяю подход Матюшкина А. М., согласно которому творческая одаренность понимается как РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ТВОРЧЕСТВО в ребенке.
🔸 Какие существуют признаки одаренности?
Среди признаков одаренности, в первую очередь, можно назвать увлеченность делом, готовность к нестандартным задачам и восторг от их решения, получение удовольствия сделать не так, как все. Таких детей отличает ненасыщаемая потребность деятельности, они загораются задачей и не могут остановиться, пока не решат ее. Им нравится находиться в состоянии неопределенности, «соприкасаться» с чем-то непривычным. Они часто придумывают новое, чтобы улучшить мир вокруг. Им важно сделать не так, как все, изобрести что-то необычное, непохожее на то, что уже есть.
Намеренно выявлять одаренность у дошкольника я не советую. Однако, если ребенок явно отличается от сверстников своими способностями, в первую очередь, необходимо начать наблюдать за этими проявлениями. Стоит обратить внимание, если ребенку становится скучно решать задачи «по возрасту», если ему недостаточно того, чем занимаются все остальные дети, не хватает интеллектуальной нагрузки. Дети с признаками одаренности склонны поднимать мировоззренческие проблемы, быстро схватывают новую информацию, интересуются сложными «взрослыми» вопросами.
Даже если педагог заметил особенности в развитии, не стоит об этом сразу сообщать семье. Далеко не все родители готовы к испытаниям «одаренностью» – часто склонны преувеличивать, возводить в степень те особенности развития, которые начинают проявляться. Ребенок, в свою очередь, чувствуя особенное отношение к себе, может начать повторять за мамой «я одаренный, я лучше всех». Лучше всего как можно дольше не использовать термин «одаренность» в общении с ребенком или при ребенке.
Время покажет, насколько эти проявления признаков одаренности устойчивы и как они изменяются по мере взросления. Глубокая увлеченность ребенка и другие признаки одаренности могут быть проходящими и быть связаны с очередным сензитивный периодом.
🔸 Методы работы с одаренными детьми
Сейчас есть специалисты по работе с одаренными детьми, которые помогают семьям грамотно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от индивидуальных потребностей и особенностей ребенка. Семья же играет ведущую роль в нравственном воспитании: заложенные в детстве нормы морали станут для ребенка основой и поддержкой по жизни, основой его одаренности, основой проявления его способностей.
Набор навыков, которые стоит развивать в дошкольниках как можно раньше, помимо нравственно-моральных качеств:
- Исследовательская активность,
- Креативность,
- Самостоятельность.
На занятиях с дошкольниками я делаю ставку на развитие исследовательских навыков, их освоение дарит ребенку своего рода автономность, независимость от взрослых. Дети с развитыми исследовательскими способностями могут сами отвечать на свои вопросы, знают инструменты, которые можно использовать для проверки и доказательства своих гипотез.
🔸 Сложности одаренности:
⚠️Особенных детей часто не принимает окружение, для среды ребенок с особенностями в развитии – это «инородное тело». Нередко реакция на это неприятие проявляется у детей с признаками одаренности различными психосоматическими заболеваниями.
⚠️У воспитателей и учителей чаще всего нет времени не только на то, чтобы отдельно заниматься с детьми, которые проявляют повышенный интерес к учебе, но и даже заметить этот интерес.
⚠️Нередко родители самоутверждаются за счет успехов ребенка, будучи неудовлетворенными собственными достижениями в течение жизни. Стараясь развить и прославить способности ребенка, они прибегают к различным манипуляциям и тем самым тешат свое родительское честолюбие и тщеславие. Кроме того, сам ребенок может зазнаться, ведь дети в этом возрасте уже все понимают и чувствуют, видят повышенный интерес и признание со стороны окружающих, обращенные на них взгляды, начинают экспериментировать с вниманием взрослых, испытывать их.
К особенностям ребенка я предлагаю относиться бережно, но все же не как к какому-то заболеванию или испытанию. Одаренность не должна лишать ребенка детства и обычных жизненных радостей. Ошибочно полагать, что таких детей сложно занять чем-то еще, кроме того дела, которым ребенок увлечен. Дошкольники легко отзываются на игры и общение, готовы переключаться на другие виды деятельности. Задача взрослых – показывать разнообразие мира, постепенно обогащая опыт ребенка. И это зависит уже от нас, от нашей вовлеченности в образование, развитие и воспитание ребенка. Навыки и принципы, заложенные семьей с детства, станут для ребенка помощниками уметь довести дело до конца, взять ответственность на себя, в том числе в быту – одаренные дети часто испытывают трудности в бытовых вопросах и нуждаются в человеке, который будет готов взять их на себя.
Самое важное, что мы можем сделать для ребенка – это любить его. Особенным детям довольно часто придется сталкиваться в своей жизни с непониманием и разным к ним отношением. На некоторых людей они со временем научатся не реагировать, и все же слова и действия других могут глубоко ранить еще долго. Поэтому любите, и пусть ваша любовь станет для ребенка основой, на которую всегда можно будет опереться”.
Благодарим эксперта за интервью и приглашаем вас ознакомиться с выступлением Ирины Емельяновой на пленарном заседании IV Областных Рождественских чтений с докладом «Роль семьи в сопровождении одаренных детей»: https://www.youtube.com/watch?v=czTI27gUqH4