Статьи Центра образовательных инноваций "Шаг"

Готовить ребенка к школе или школу к ребенку?

Готовить ребенка к школе или школу к ребенку?

В марте 2021 прошла Весенняя школа, которую проводит Центр образовательных инноваций «Шаг» для педагогов и руководителей Воронежской области. Напомним, что дошкольные площадки прошли нашу Летнюю школу, для школьных управленцев осенью был организован курс по построению сетевого взаимодействия, а зимой прошли тренинги для школьных команд области с экспертами «Шага». И теперь новый этап: обе ступени встретились - представители дошкольных площадок и школ на протяжении недели Весенней школы будут разбираться в проблеме преемственности детского сада и школы, соотносить свои позиции и задачи и строить модель комфортного для ребенка перехода.

Первый день, конечно, погружающий: в чем вообще проблема преемственности сада и школы? Слово сторонам:


Родитель дает запрос: «Подготовьте ребенка к школе, чтобы он был успешен». Школа говорит: «Мне нужен ребенок, который умеет читать, писать, имеет бытовые навыки, самостоятелен и готов к работе в группе». Сад отвечает: «А школе вообще интересно, какой ребенок к ней придет? Вы изучали программы дошкольного образования с целевыми ориентирами и ценностями детства?». Школа: «А вы изучали образовательную программу начальной школы, чтобы понять наши задачи и формировать те образовательные результаты, которые потом помогут ребенку комфортно встроиться в школьную жизнь? Речь даже не о счете и письме». Родитель: «Ну вы как-нибудь договоритесь между собой, готов мой ребенок к школе или нет?».

Как сформулировала одна из участниц, «нет взаимопроникновения систем (ОО и ДО): разные ориентиры, разные цели, задачи, взгляды. Мы как разные государства. А ребенок один».


Принципиальный вопрос следующий: почему мы выдвигаем требования к ребенку, а не требования к системе перехода из сада в школу? Может, это школа должна принять ребенка с тем багажом, с которым он пришел из детского сада, а не ждать продукта конвейера (этот готов, этот нет). По мнению Алексея Воронцова проблемы преемственности вообще нет, «есть неготовность школы принять разных детей». Отсюда вопрос: какой должна быть начальная школа, чтобы принять любого ребенка? Это уже организационный и содержательный фокус, будем разбираться. Суть в том, чтобы монолог с требованиями школы трансформировался в полилог (даже не диалог) всех участников процесса: учителя, воспитателя, родителя, ребенка, школьного психолога, управленцев, и в школе и саду действовали такие механизмы перехода, которые сделают его плавным.

А если конфликта сторон нет? Если школа и сад во всем согласны, это преемственность - да/ нет? (ответьте себе сейчас). Школе нужен счет и письмо, усидчивость и дисциплина – и вот, с 5 лет дети сидят за партами на занятиях в саду и «играют в школу». Спрос равен предложению, проблемы вроде нет. «Это преемственность, только не для ребенка, - считают участники. - Это договоренность между взрослыми, которым так удобнее. О ребенке и его развитии здесь речи нет, потому что дошкольник 5 лет к школьным формам обучения не готов, они его не развивают». Дискутируя о таком кейсе, участники даже вывели понятие «лже-преемственность».

Тема преемственности достаточно сложна. Чтобы добраться до сути, мы дискутировали о сквозных образовательных результатах, единой траектории из сада в школу, кадровых и управленческих решениях, пытались сформулировать, что вообще должно стать предметом разговора между школой и садом («Мы должны говорить – ок, но по поводу чего? Давайте разберемся»).

Обсуждая управленческие ходы, Алексей Воронцов предложил в общем виде 4 модели организации преемственности между детским садом и школой. Здесь были и варианты сетевого взаимодействия, и кадровые решения (например, смешение кадров сада и школы, когда педагоги предыдущей ступени продолжают работать с детьми на следующей – супер! Или разновозрастные группы и совместные формы обучения младших школьников и дошкольников – вариантов масса).

Площадки разделились на команды, определились с базовой для себя и в течение недели будут обустраивать ее кадровыми и организационными механизмами, которые подходят для их реалий. А главное – наполнять модель содержание и пониманием глубинной сути преемственности.

Жанна Сугак помогает участникам удерживать психологический фокус преемственности: какой он, дошкольник, и какой он, младший школьник? Что такое психологическая готовность к школе? «Воспитатель, как бы ни давила на него школа или запросы родителей, должен быть на стороне ребенка, заниматься его развитием, понимать психологические особенности возраста, не работать в лоб только с предметными образовательными результатами», - объясняет Жанна.

Анастасия Кислицина в ходе мастерской со своей группой раскладывала содержание универсальных образовательных результатов - когнитивных, коммуникативных, регуляторных, говорила о субъектности и инициативности, как важном «кирпичике» успешной личности ребенка. По ее мнению, важно сдвинуть фокус с узких предметных результатов в понимании преемственности и оценки готовности ребенка к школе.

«Погодите, но ведь преемственность – это не только про сад и начальную школу», - скажете вы и будете правы. На Весенней школе мы коснемся и перехода из начальной ступени в основную школу, и проблемные 7-8 классы со своей спецификой, и переход в старшую школу. Задача построения преемственности в том, чтобы создать бесшовную на всех этапах модель, когда движение ребенка в образовании происходит для него комфортно и естественно, когда на каждом этапе перехода есть поддерживающие механизмы и взаимопонимание сторон, - такую задачу ставит команда ВИРО, как заказчик проекта, для участников Весенней школы и экспертов.

О том, что интересного обсуждается и происходит в Весенней школе, будем писать здесь, на странице Шага всю неделю.

Присоединяйтесь к обсуждению:

- Как, по-вашему, есть проблема преемственности, и в чем она заключается? Пишите в комментариях.

Текст – Марина Лихошерстных

Школа