В рамках образовательной конференции в Шанинке - 2022 (организатор - Московская высшая школа социальных и экономических наук) прошел Малый пленум конференции «Субъектность ребёнка в культуре: как это возможно? Ключевой вызов дошкольного образования»
Докладчиками выступили Ольга Александровна Шиян (МГПУ, г. Москва) и Вера Александровна Деркунская (РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург), Татьяна Николаевна Ле-ван (МГПУ, г. Москва), Анна Николаевна Якшина (МГПУ, г. Москва), Наталья Владимировна Филимонова (МДОО №23, г. Шуя),
Елена Владиславовна Ралюк (МАОУ КУГ Универс 1, ДОО «Журавушка», г. Красноярск),
Татьяна Александровна Этингоф (ГБОУ «Школа самоопределения №734 им. А.Н. Тубельского, г. Москва).
Выступающие продолжили обсуждения вопроса субъектности ребёнка в культуре, затрагивая понятия «авторства» и «инициативного ребёнка».
Ещё Л.С. Выготский говорил, что «культура – это то, что вырабатывается людьми как правила, законы, багаж». Таким образом, если рассматривать норму как нечто богатое, то она наполняется смыслом. Здесь важно понять, насколько в педагогических подходах можно увидеть культуру, ведь она может, как «породить Моцарта, так и убить его». Поэтому надо сделать всё возможное, чтобы ребёнок стал личностью, а не потерял это в процессе развития и взросления!
О.А. Шиян: «Диалектика этой проблемы состоит в том, что каждый из полюсов «человек как сгусток мотивов и некая уникальность» и «культура как система правил, норм» являются двумя неуничтожимыми противоположностями. Маятник очень часто ходит от одной стороны к другой».
О детском соучастии

В этом смысле интересен доклад группы педагогов под руководством Татьяны Ле-ван, который основывается на интервью с детьми. Они говорят о детском соучастии, обращаясь к теме исследования самих детей.
СПРАВКА. В проекте приняли участие 74 ребёнка 5-7 лет (30 мальчиков и 44 девочки). В опрашиваемых группах оказалось по 10-15 ребят. Всего было задействовано 6 дошкольных групп (Шуя, Кострома, Альметьевск) и 12 педагогов.

Обязательным условием исследования было согласие самого воспитанника на беседу, а также то, что малыш выбирал комфортное место, где смог отвечать на вопросы. Если малышу становилось тяжело или утомительно общаться с педагогом, то он мог в любой момент прервать разговор. В связи с этим любопытен факт, как дошкольники понимают процесс принятия решений.
Здесь можно выделить 3 группы:
1 – «не знаю» (где малыш не может чётко дать ответ);
2 – «решение принимается другими» (где ребёнок говорит о том, что решение принимает кто-либо, к примеру, взрослый);
3 – «ребёнок говорит про себя» (где ребёнок самостоятельно может принимать решение).

Интересно, что на сам вопрос «Кто принимает решения в детском саду?» большинство малышей отвечает, что взрослые. Но также встречаются мнения, что это могут делать и сами дети. Множество таких решений, которые дети воспринимают как свои собственные, касаются свободной деятельности. То есть тогда, когда у дошкольников появляется свободное время в группе.

Основными проблемами, с которыми столкнулись воспитатели при исследовании детского соучастия, являются:
- разрыв между пониманием педагогами ценности соучастия и реальной практики;
- педагоги понимают соучастие по-разному и подменяют его другими практиками;
- дефицит соучастия для детей младшего возраста, их мнение редко спрашивают напрямую.

В итоге, можно прийти к выводу, что дети влияют на то, как проходит само исследование. Это случается тогда, когда взрослый не проявляет своё знание о ребёнке, а изучает перспективу детей. Ведь самым важным критерием соучастия является умение услышать голос ребёнка. Это позволяет воспитаннику непосредственно участвовать в решениях.

выводы:

О детской субъектности
Интересным оказался доклад Е.В. Ралюк (детский сад «Журавушка) по вопросу, касающемуся детской субъектности. Она говорит о субъектности как о неком действии, тогда как инициативность является внутренним процессом, определяя её так: «то, что позволяет случиться».

Главная мысль, к которой подводит нас Елена Владиславовна, звучит так: «Чтобы субъектность стала приоритетной, надо сделать вид, что она уже есть».
Но для этого надо учесть несколько факторов:
- признать могу-щество ребёнка (признать его силу, отнестись к нему, как к способному и умелому человеку);
- исходить из того, что действия ребёнка имеют смысл;
- исходить из того, что ребёнок всегда стремиться быть взрослым, умелым, созидающим.
Елена Ралюк отмечает, что «только рядом со взрослым ребёнок становится субъектом». Именно тогда импульс ребёнка становится реализованным замыслом.
Для подобного взаимодействия в детском саду «Журавушка» практикуется «общий совет». Он представляет собой общий круг детей и взрослых, где ежедневно обсуждается деятельность, чтобы ознакомиться с полем возможностей. Таким образом, воспитатели помогают детям оформить поле идей, тем самым помогая расширить эти возможности для дошкольников.
К примеру, воспитанник принёс камень в детский сад. После совета взрослый предлагает посмотреть на него в микроскоп. Сразу возникает поле возможностей для изучения и исследования данного предмета. Также это происходит тогда, когда взрослый предлагает дело, которым увлекается сам (в «Журавушке» такая практика была с организацией шитья).
Резюмируя выступление, мы приходим к следующему пониманию: чтобы влиять на что-то, надо самому что-то уметь.
О связи детской субъектности и культуры взрослых
Педагоги-тубельцы пошли в своих исследованиях глубже. Они заявили, что взрослые и дети влияют друг на друга, поэтому детская субъектность и опыт взрослых не могут отдельно существовать. «Если во взрослом нет субъектности, то и в ребёнке её не взрастить», - утверждает Татьяна Этингоф.
В своей работе они рассматривают три понятия в процессе дошкольного образования, как неоспоримые аксиомы: «детство» (как широкое понятие, вмещающее в себя и инициативность, и субъектность); «инициативность» (умение ребёнка проявлять себя) и «субъектность» (ребёнок – личность).
Татьяна Александровна говорит о том, что «можно и нужно получать радость от того, что ты делаешь, и тем самым проявлять себя». Для этого в «Школе самоопределения №734» существуют мастерские, общие зоны и др. Здесь мастер понимается как «увлечённый своим делом профессионал», а обучение выстраивается на таких занятиях, которые годятся для любого возраста ребёнка. К примеру, трёхлетний малыш выполнит действие по-своему. И это будет правильно. А шестилетний ребёнок сделает что-то своё, найдя иной способ. И это тоже окажется верным.

Мы подходим к самому важному пониманию – как же влияет на взрослых детская субъектность?
Можно выделить несколько позиций:
- совместные поиски решений (взрослый начинает искать ответы вместе с детьми, тем самым развивая себя и воспитанников. Примеры из практики тубельцев: книги, которые принесли дети из дома про животных дали толчок к изучению новых видов птиц и зверей);
- наличие спонтанности (воспитателю надо быть всё время живым, быстро и вовремя реагировать на возникшую ситуацию в группе);
- «гибкий педагог» (уточнять жизнь группы, сада, по необходимости организовывать новые пространства);
- понятный язык в общении с ребёнком (просто говорить о сложном, о своих чувствах и переживаниях).

При этом, подводя итоги поднятой темы, надо помнить о том, что детская инициативность существует:
- до того момента, пока она безопасна (не вредит малышу и группе);
- до того момента, пока педагогу хватает ресурсов (воспитатель в ресурсе, в гармонии или чем-то расстроен – зависит от психологического состояния взрослой уверенности).
Потому что если воспитатель будет уверен в принятом решении или в своём действии, то ребёнок рядом с ним будет находиться в безопасности, активно развиваться как личность и проявлять инициативу в группе. Помните, что не только дети учатся у нас, но и мы учимся у них многому!
Текст записала Елизавета Ласькова