В рамках образовательной конференции в Шанинке - 2022 (организатор - Московская высшая школа социальных и экономических наук) прошел Малый пленум конференции «Субъектность ребёнка в культуре: как это возможно? Ключевой вызов дошкольного образования»
Выступающие продолжили обсуждения вопроса субъектности ребёнка в культуре, затрагивая понятия «авторства» и «инициативного ребёнка».
Ещё Л.С. Выготский говорил, что «культура – это то, что вырабатывается людьми как правила, законы, багаж». Таким образом, если рассматривать норму как нечто богатое, то она наполняется смыслом. Здесь важно понять, насколько в педагогических подходах можно увидеть культуру, ведь она может, как «породить Моцарта, так и убить его». Поэтому надо сделать всё возможное, чтобы ребёнок стал личностью, а не потерял это в процессе развития и взросления!
О.А. Шиян: «Диалектика этой проблемы состоит в том, что каждый из полюсов «человек как сгусток мотивов и некая уникальность» и «культура как система правил, норм» являются двумя неуничтожимыми противоположностями. Маятник очень часто ходит от одной стороны к другой».
О детском соучастии
В этом смысле интересен доклад группы педагогов под руководством Татьяны Ле-ван, который основывается на интервью с детьми. Они говорят о детском соучастии, обращаясь к теме исследования самих детей.
СПРАВКА. В проекте приняли участие 74 ребёнка 5-7 лет (30 мальчиков и 44 девочки). В опрашиваемых группах оказалось по 10-15 ребят. Всего было задействовано 6 дошкольных групп (Шуя, Кострома, Альметьевск) и 12 педагогов.
Обязательным условием исследования было согласие самого воспитанника на беседу, а также то, что малыш выбирал комфортное место, где смог отвечать на вопросы. Если малышу становилось тяжело или утомительно общаться с педагогом, то он мог в любой момент прервать разговор. В связи с этим любопытен факт, как дошкольники понимают процесс принятия решений.
Здесь можно выделить 3 группы:
1 – «не знаю» (где малыш не может чётко дать ответ);
2 – «решение принимается другими» (где ребёнок говорит о том, что решение принимает кто-либо, к примеру, взрослый);
3 – «ребёнок говорит про себя» (где ребёнок самостоятельно может принимать решение).
Интересно, что на сам вопрос «Кто принимает решения в детском саду?» большинство малышей отвечает, что взрослые. Но также встречаются мнения, что это могут делать и сами дети. Множество таких решений, которые дети воспринимают как свои собственные, касаются свободной деятельности. То есть тогда, когда у дошкольников появляется свободное время в группе.
Основными проблемами, с которыми столкнулись воспитатели при исследовании детского соучастия, являются:
В итоге, можно прийти к выводу, что дети влияют на то, как проходит само исследование. Это случается тогда, когда взрослый не проявляет своё знание о ребёнке, а изучает перспективу детей. Ведь самым важным критерием соучастия является умение услышать голос ребёнка. Это позволяет воспитаннику непосредственно участвовать в решениях.
выводы:
О детской субъектности
Интересным оказался доклад Е.В. Ралюк (детский сад «Журавушка) по вопросу, касающемуся детской субъектности. Она говорит о субъектности как о неком действии, тогда как инициативность является внутренним процессом, определяя её так: «то, что позволяет случиться».
Главная мысль, к которой подводит нас Елена Владиславовна, звучит так: «Чтобы субъектность стала приоритетной, надо сделать вид, что она уже есть».
Но для этого надо учесть несколько факторов:
Елена Ралюк отмечает, что «только рядом со взрослым ребёнок становится субъектом». Именно тогда импульс ребёнка становится реализованным замыслом.
Для подобного взаимодействия в детском саду «Журавушка» практикуется «общий совет». Он представляет собой общий круг детей и взрослых, где ежедневно обсуждается деятельность, чтобы ознакомиться с полем возможностей. Таким образом, воспитатели помогают детям оформить поле идей, тем самым помогая расширить эти возможности для дошкольников.
К примеру, воспитанник принёс камень в детский сад. После совета взрослый предлагает посмотреть на него в микроскоп. Сразу возникает поле возможностей для изучения и исследования данного предмета. Также это происходит тогда, когда взрослый предлагает дело, которым увлекается сам (в «Журавушке» такая практика была с организацией шитья).
Резюмируя выступление, мы приходим к следующему пониманию: чтобы влиять на что-то, надо самому что-то уметь.
О связи детской субъектности и культуры взрослых
Педагоги-тубельцы пошли в своих исследованиях глубже. Они заявили, что взрослые и дети влияют друг на друга, поэтому детская субъектность и опыт взрослых не могут отдельно существовать. «Если во взрослом нет субъектности, то и в ребёнке её не взрастить», - утверждает Татьяна Этингоф.
В своей работе они рассматривают три понятия в процессе дошкольного образования, как неоспоримые аксиомы: «детство» (как широкое понятие, вмещающее в себя и инициативность, и субъектность); «инициативность» (умение ребёнка проявлять себя) и «субъектность» (ребёнок – личность).
Татьяна Александровна говорит о том, что «можно и нужно получать радость от того, что ты делаешь, и тем самым проявлять себя». Для этого в «Школе самоопределения №734» существуют мастерские, общие зоны и др. Здесь мастер понимается как «увлечённый своим делом профессионал», а обучение выстраивается на таких занятиях, которые годятся для любого возраста ребёнка. К примеру, трёхлетний малыш выполнит действие по-своему. И это будет правильно. А шестилетний ребёнок сделает что-то своё, найдя иной способ. И это тоже окажется верным.
Мы подходим к самому важному пониманию – как же влияет на взрослых детская субъектность?
Можно выделить несколько позиций:
При этом, подводя итоги поднятой темы, надо помнить о том, что детская инициативность существует:
Потому что если воспитатель будет уверен в принятом решении или в своём действии, то ребёнок рядом с ним будет находиться в безопасности, активно развиваться как личность и проявлять инициативу в группе. Помните, что не только дети учатся у нас, но и мы учимся у них многому!
Текст записала Елизавета Ласькова