Статьи

Детский сад из Израиля в стажировке "Шаг"

В рамках Международной онлайн стажировки "Шаг" мы со стажерами посетили два детских сада – в Москве и Израиле. Как легко онлайн позволяет путешествовать, тем более если тебя так гостеприимно ждут) Международная онлайн стажировка по лучшим практикам дошкольного образования продолжается.


Детский сад «Маленькая страна» расположен недалеко от Тель-Авива в городе Кфар Саба и принимает детей от ясельного возраста до 5 лет в разновозрастные группы.

Израиль, что естественно для Святой земли, начал с базовых принципов детского сада - «во что я верю». Основатель сада Ольга Ичалова-Крячко верит в то, что тепла и любви не может быть слишком много, что каждый ребенок талантлив, верит в открытый диалог с родителями и ясные границы для детей.


«У нас в Израиле очень свободно воспитывают детей, при этом, мы понимаем, что детям не нужна вседозволенность. Важно ставить границы, внутри которых ребенок свободен действовать. Ставя границы, вы как педагог опираетесь на свои ценности: что для меня самое важное, базовое, за что я буду спорить до последнего? И эти границы недвижимы. А в чем-то менее важном могу «подвинуться». Определитесь сперва со своими ценностями»

Ольга рассказала стажерам об особенностях своей программы, специфике работы с детьми-билингвами. Русский язык – базовый разговорный в саду. Большая часть воспитанников – дети из двуязычных семей, где мама или папа русские, но есть и дети из семей, где по-русски не говорят вовсе.

«Язык заходит плавно и через опыт: когда ребенок слышит его вокруг, когда все общение происходит с детьми на русском языке, он ложится органично. Даже если ребенок слышит русский язык только в саду, он осваивает его, может понимать и немного говорить. Мы создаем естественную языковую среду».

В программе сада много игр и творчества, с детьми занимаются лепкой, конструированием, рисованием, развитием мелкой моторики, пением и танцами. А главное в саду - особая атмосфера творчества, тепла и любви к детям, которая проявляется во всем.

День стажировки прошел действительно тепло: участники рисовали, лепили из пластилина, работали над текстами о детской культуре, смотрели короткометражный мультик, который растопил все сердца. Героиня мультика – творческая, свободная девочка, который хочет делать все по-своему, - таких детей часто называют «неудобными». Долго обсуждали, как помочь ребенку выразить то, что он чувствует, в чем глубинная суть индивидуального подхода, что должен делать воспитатель, чтобы каждый ребенок в саду «мог быть услышан».

Ольга развивает линию: «Мы говорим про ребенка и его ценности, мы признаем его право быть любимым и быть собой. Но внутри нас есть такой же ребенок, к которому мы должны относиться с такой же трепетностью. Воспитателю, чтобы оказаться в одном мире с детьми, нужно войти в этот мир - мир детства, мир игры, вспомнить себя ребенком и согреть его».

«Счастливый воспитатель – счастливые дети. Если воспитателю хорошо на работе, он будет способен принять разных детей, с разными возможностями, требованиями, он сделает все, чтобы и другим стало хорошо. В сфере образования сложно работать без сил: ты ведь много должен отдавать».

Чтобы быть в ресурсе, важно самому получать удовольствие совместного творчества и занятий, от общения с детьми. Для этого важно совмещать в cебе элементы «взрослой» и «детской» культуры, как это называет Ольга, или поддерживать в себе внутреннего ребенка.

Детскую культуру отличает легкость, дети не боятся ошибаться, пробовать новое, а мы взрослые – боимся. Чем мы старше, тем тяжелее зайти в этот процесс познания, проб и ошибок. Для взрослого ошибка – это вау, а для ребенка – просто повод попробовать еще. Для детей нестрашно разобрать, сломать, изменить то, что уже построено, а взрослые стараются все сохранить неизменным. Дети ищут ответы на свои вопросы, не останавливаются, позволяют себе набивать шишки и пробовать дальше, они сталкиваются с различиями, неудобными ситуациями, попадают впросак – и их это не останавливает. Это то, что дает движение вперед. Нам есть чему поучится у них: если мы хотим развиваться и двигаться, нужно быть немного ребенком – позволить себе пробовать, ошибаться, узнавать новое. Дети учатся у нас взрослости, а мы учимся у них детскости: этой легкой детской энергии и умению не ставить границы в своей голове».

«Я благодарна, что работаю с детьми, у меня нет возможности не развиваться - никогда не знаешь, что они еще придумают», - смеется Ольга. «Мы, люди, работающие с детьми, должны быть больше в детской культуре. Не вставать на строгую позицию педагога, позицию авторитарного взрослого. Мы часто слишком серьезны и многого себе не позволяем, а ведь у нас столько возможностей, мы ведь работаем с детьми: мы можем танцевать, веселиться, рисовать, придумывать, строить, сочинять. Когда ты с ребенком включаешься в игру, для детей это переворот сознания, ты именно в этот момент можешь научить его намного большему, чем из позиции сверху».

Разговаривали о детском творчестве, о характере разных материалов и возможности подбирать материал, чтобы выражать разные эмоции. Ольга подарила стажерам свою брошюру о материалах для творчества. Говорили о том, что дает детям их совместное творчество, как говорить с ребенком о его работе, чтобы это развивало. Универсальное правило: «Старайтесь замечать в ребенке то, что он сам в себе бы не заметил». А про результат: «Речь вообще не о красоте результата! Нет такой оценки. Важен процесс, сама работа с материалом, выражение эмоций, - это главное в детском творчестве. Старайтесь смотреть через эту призму».

Говорили о балансе. С одной стороны, в работе педагога нужен элемент, которого часто не хватает - «здоровый пофигизм», - способность расслабиться, доверять детям, просто жить с ними рядом, не пытаться все «законтролировать вусмерть». С другой стороны, чтобы все работало как надо, важно сперва выстроить процессы на базовых принципах, чтобы то самое «во что я верю» проявлялось в повседневной жизни детского сада.

Если гармоничная философия детского сада строится на общих ценностях, то ее реализация, в том числе, и на организационных решениях. Ольга рассказала, как она строит работу с воспитателями, с родителями. Чтобы механизм работал, все участники должны быть открыты друг другу и быть в постоянном контакте, поддерживая друг друга. Свой личностный душевный подход Ольга транслирует и на педагогов, и на родителей, и на детей, - важно по-настоящему «увидеть и услышать другого».

Эти полдня стажировки стали неким психолого-педагогическим тренингом, наполняющим, поддерживающим, вдохновляющим. Спасибо солнечной Ольге Ичаловой-Крячко

!

Рады, что педагоги-стажеры раскрылись в творчестве, много говорили о своих чувствах и получили свою долю вдохновения. И вот, просветленные и согретые, мы отправляемся дальше)

Текст – Марина Лихошерстных