Статьи

Нужен ли детский сад, чтобы растить ребенка счастливым?

Каким должен быть ребенок, чтобы он был счастлив, определяем мы – родители и педагоги. Главное – знать, что делаешь и зачем.


Современная система дошкольного образования и программа, по которой работает большинство детских садов, сформировались менее 50 лет назад. До этого на протяжении всей истории человечества ребенок рос и воспитывался чаще всего дома, в семье. Дошкольное образование и сегодня не является обязательным: родители способны самостоятельно дать ребенку все необходимое для успешного взросления, если только у них есть на это время, желание и осознанность. К сожалению, в современных реалиях чаще всего ребенка отправляют в детский сад просто потому, что с ним некому сидеть, гораздо реже – ради получения уникальных навыков и знаний, формирования таких личностных качеств, которые не могут быть развиты в семье.


О том, что может дать детский сад ребенку, и действительно ли только там ребенок может научиться мыть руки перед едой, поговорили с кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, Евгением Евгеньевичем Крашенинниковым.


По поводу любого знания, которое дается ребенку на занятиях в детском саду, регулярно должны задаваться вопросы: точно ли оно нужно ребенку? может ли он получить это знание в другом месте? может быть, в этом возрасте оно ему не нужно? Также и социализацией: мы не можем быть уверены, что время, проведенное во дворе, песочнице, не является лучшей альтернативой взаимодействия со сверстниками в детском саду, ведь известно, что лучше всего ребенок учится выстраивать отношения в разновозрастной группе, где постоянно сменяются участники, изменяются требования и правила общения.


Если детский сад хочет быть действительно полезным ребенку, необходимо работать над формированием и развитием в детях тех психологических качеств, которые не могут дать родители без профессиональной подготовки. Важно, чтобы было выбрано главное качество, на развитие которого будет направлена программа детсада и все используемые средства и подходы. Развиваемое качество должно быть долгосрочным, сохраняться в человеке и в школе, и во взрослой жизни. Помимо этого, оно должно «подтягивать» и другие качества, умения, навыки. Например, диалектическое мышление – умение оперировать противоречиями, противоположными суждениями – позволяет одновременно иметь свою позицию, при этом допускать наличие других мнений, не отрицая их.


Для достижения поставленной цели по развитию в ребенке определенного качества педагогу необходимо знать, что для этого нужно делать, а для того, чтобы знать, надо придерживаться одной конкретной психологической теории и действовать в соответствии с ней. За текстом программы детского сада должны стоять научные труды, психологические исследования развития ребенка и доказательства эффективности выбранных подходов. Выбор парадигмы основывается на ценностях педагога: «Ведь каким должен быть ребенок, чтобы он был счастлив, определяем мы – родители и педагоги», – считает Евгений Евгеньевич. Представления о счастье могут быть разными, и это является идейной составляющей при выборе программы, по которому будет работать педагог.


Следование определенной психологической концепции не дает ответов на все вопросы по воспитанию и развитию ребенка, но дает понимание, как искать и находить эти ответы.

Практический совет всем взрослым, причастным к развитию детей: поставленных целей нужно уметь добиваться, прибегать к разным методам и средствам, если того требует ситуация, при этом сохранять гибкость, чтобы не навредить ребенку, и уметь в конкретном случае отказываться от сиюминутного достижения результата, даже самого благородного. Для того, чтобы находить и придумывать разные способы достижения цели, нужно четко понимать, почему и зачем это нужно ребенку.


«В дошкольном детстве мы должны дать ребенку дать такие способности, чтобы, придя в любую школу, ему там было хорошо; ребенок не должен уметь или хотеть учиться еще до начала школы. Наша задача может заключаться в том, чтобы у дошкольника появилась иерархия потребностей и творческое мышление, воображение. Иерархия потребностей, когда ребенок может отказываться от одного желания ради достижения другого, позволяет управлять собой, а творческое мышление расширяет мир, делает человека открытым всему новому, неожиданному и неизвестному, позволяет менять мир, исходя из своих представлений».