Статьи

Детское чтение

О том, как поддержать интерес ребенка к чтению, а также о самых распространенных ошибках, которые совершают взрослые на этом пути, поговорили с Анной Якшиной, младшим научным сотрудником лаборатории развития ребенка МГПУ. Анна дала «вредные советы», поэтому будьте внимательны и никогда не следуйте им.


– Анна, расскажите, пожалуйста, зачем ребенку читать?

На этот вопрос каждый отвечает для себя сам, ведь чтение, прежде всего, – это культурная практика, а не просто умение складывать буквы в слова, а слова в предложения. Без освоения технической части не обойтись, но куда важнее смысловая сторона чтения.

Если ребенок не понимает, зачем он учится читать, бессмысленно его заставлять. В наших силах показать многообразие возможностей, которое дает умение читать, показать мир книг и предоставить ему право самому сделать выбор.

Разговор напрямую о том, зачем ребенку читать, – малоэффективен. Педагог может показать на своем примере, что читать – интересно, полезно и нужно, и сделать это можно только через свое отношение к практике чтения, через проживание опыта чтения вместе с ребенком. Ребенок должен видеть, как взрослый сам периодически обращается к книгам в течение дня для решений своих задач.


– Как еще взрослый может помочь ребенку полюбить читать?

Нельзя помочь или научить любить читать, можно показать, как интересен мир книг, как здорово сочинять и рассказывать истории. Взрослый в этой ситуации выступает посредником в передаче культуры чтения, и его задача – создать такую среду и условия, в которых ребенок смог бы самостоятельно отыскать смысл в чтении и в дальнейшем использовать чтение как культурное средство, а не как самоцель.


Чтение должно быть «вплетено» в деятельность ребенка. Так называемые уголки для чтения с книжными полками и портретами Пушкина, если к ним не обращаться в повседневной жизни, а только на занятиях «по знакомству с литературой» изолируют практику чтения от жизни ребенка.


Вся среда должна быть наполнена значимыми для ребенка текстами, к которым он мог бы обратится в любой момент. Это не только сказки и книжки с картинками, но и стихи, и познавательные книги на разные темы. Кроме того, это могут быть надписи, обращенные непосредственно к ребенку. Также можно организовать переписку между детьми из разных групп, ведь кому не было бы интересно прочесть письмо, адресованное лично тебе?


При совместном чтении с ребенком, стоит иметь в виду, что формально передать культуру и любовь к чтению невозможно, надо по-настоящему наслаждаться процессом самому. И взрослому нужно постараться отыскать этот смысл для себя в совместном чтении, искренне заинтересоваться книгой, по-новому взглянуть на сюжет и главных героев, быть вовлеченным в историю. Мне очень нравится, как сказала З.Н. Новлянская: «Чтение – это сотворчество понимающих».


Не стоит стремиться к тому, чтобы прочитать с ребенком как можно больше книжек. Детям нужно время на осмысление прочитанного, поэтому торопиться в этом вопросе точно не нужно. Кроме того, ребенку нравится перечитывать понравившиеся истории, возвращаться к ним не один раз.


Обсуждение книги – это возможность для взрослых лучше узнать ребенка, что для него важно, что его тронуло больше всего. Про книгу можно говорить, а можно молчать, давая время и пространство для того, чтобы прожить все чувства в полной мере. Вдохновившись прочитанным, можно играть, мастерить, перевоплощаться в героев или создавать новых персонажей, сочинять свои истории.


Подходя к вопросу выбора книг, взрослому важно воспринимать детей не как слабых, незнающих, пассивных, а как творческих, чувствующих, размышляющих, сопереживающих. Поэтому в первую очередь, важно поддержать возможность самостоятельного выбора книг детьми. Создать возможность этого выбора в детском саду можно через наблюдение за тем, что именно волнует и интересует детей и предоставление разных и интересных детям книг, также можно поговорить с детьми ,какие именно книги им нравятся, о чем хотелось бы почитать и т.д. Сделать так, чтобы дети стали соавторами своей библиотеки. Также важно подбирать качественную литературу, а не адаптированные, чрезмерно упрощенные тексты и иллюстрации, лишенные всякой художественности.


Вредные советы, чтобы ребенок полюбил читать, или руководство по тому, что делать точно не надо:

  1. Используйте чтение в воспитательных целях, заставляйте ребенка читать, когда тот ведет себя слишком громко и никак не может успокоиться. Так, чтение теперь всегда будет ассоциироваться у ребенка с наказанием.
  2. Обязательно устраивайте допрос после прочтения каждой книги по четкому алгоритму: что хотел сказать автор? насколько хорошо поступил главный герой? Допытывайтесь, чему учит книг, раскладывайте сюжет на черное и белое и никогда не используйте знакомство с художественным текстом как возможность диалога с ребенком.
  3. Эксплуатируйте чтение для решения учебных задач! Например, как только в книге встретиться картинка, заставьте ребенка посчитать все предметы на ней, заодно и устный счет подтянете. Правда, тогда вы оторвете ребенка от совместного чтения, развития сюжета, сопереживания героям, но зато переключите внимание на то, что именно вам важно в данный момент.
  4. Ни в коем случае не давайте ребенку выбирать, что ему читать, ведь взрослые намного лучше знают, что нужно читать в каждом возрасте. Смело навязывайте свое мнение, обесценивайте выбор ребенка.
  5. Как только ребенок научился читать, заканчивайте любое совместное чтение. Главное – это то, что ребенок приобрел навык чтения, а не то общение, которое рождается в процессе, когда взрослый читает вслух и помогает ребенку лучше окунуться в историю, следовать за ней, разбираться в сложных чувствах героев, которые пока не понятны маленькому читателю.

По ссылке можно найти авторскую колонку Анны Якшиной с заметками о чтении: https://vogazeta.ru/articles/writers/222