Н.Ш.: - Это уже седьмая смена Летней школы и первая региональная. Обычно мы проводили событие в Подмосковье, а в этом году к нам обратилась региональная команда педагогов Воронежской области, и это была очень насыщенная, увлекательная Летняя школа и для педагогов, и для нас, тренеров.
Формат Летней школы за 7 лет сложился в эффективную модель. Мы называем школу интенсивом, потому что она позволяет получить профессиональный прирост за короткий период времени.
Наша цель - создать условия, чтобы люди все время думали, решали интересные, в меру сложные образовательные задачи, чтобы у них рождались вопросы, и эти вопросы становились предметом обсуждения. Когда есть вопрос, тогда я могу экспертно ответить или порассуждать вместе с вами. Когда вопроса нет, я рискую читать лекции в пустоту, без интереса и мотивации слушателя. Для нас важно создать такие условия, чтобы вопросы рождались.
- Что заложено в программе?
У нас есть лекционный блок, когда мы даем собственно теорию, - это важная основа, есть тренинги, когда мы отрабатываем конкретные навыки, есть мастерские, где мы разбираем, что такое диалог с ребенком, что такое игра, в чем идея и ценность этого. А есть пространства, когда мы просто играем, погружаемся в творчество, театр, работам с телом.
- А зачем воспитателю играть?
- Хорошему воспитателю, на мой взгляд, открыта его детская сторона, в нем самом живет ребенок, с которым важно не терять контакт. Ему доступно чувство открытости, веселья, спонтанность, которую у взрослых редко можно обнаружить. Мы ведь зашорены, заняты делами, у нас есть шаблоны, по которым мы действуем, мы впитали в себя принятые нормы, нам сложно переступить через привычное. А еще мы часто волнуемся, что подумают люди вокруг. Поэтому мы не чувствуем ребенка. Смотрим на него через призму своих окуляров, которые в нас зашиты обществом, сравниваем ребенка с тем, какой он «должен быть». А ребенок – это про спонтанность и игру. У дошкольника ведущий вид деятельности - игра, он мир через игру узнает. Неиграющий воспитатель – это нонсенс.
- В смысле тогда он вреден?
- Нельзя так сказать, здесь много факторов. Он либо выполняет функцию - присмотра и ухода, либо обучается играть. Без игровой увлеченности сложно быть интересной ребенку, соответственно решать образовательные задачи. Просто все образовательные задачи, которые он ставит перед собой, не будучи завернуты в игру как ведущий вид деятельности, теряют часть своего КПД. Без игровой увлеченности до ребенка сложнее «достучаться»...
- Наверное, просто играть легче, чем трудиться..
- Ребенок готов трудиться, много трудиться, потому что игра на самом деле забирает много энергии, и для него это сложная задача на развитие. В игре ребенок усваивает огромный объем материала, если ему это интересно: он планирует, экспериментирует, исследует, выбирает роль, договаривается с другими. Мы говорим о навыках 21 века, про soft skills, - а ведь они как раз формируются в том числе в сюжетно-ролевой игре. Когда я выдумываю ситуацию, обустраиваю сюжет, придумываю под него правила, простраиваю ходы, разворачиваю игру и внутри нее создаю миры. Это большой интеллектуальный и эмоциональный труд, который ребенок готов выполнять с удовольствием. А воспитатель этого не видит, не чувствует. Он усаживает ребенка за стол и говорит: «Учись». А для ребенка это несвойственно. Вот и получается противоречие: неиграющий воспитатель VS игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
- Можно ли научить взрослых играть?
- Нельзя объяснить, что такое игра, воспитатель должен ее прожить и прочувствовать через свою спонтанность. Конечно, он должен знать теорию, понимать суть игрового процесса, но важнее на практике уметь играть, понимать, как правильно включаться в игру, поддерживать, развивать ее, «подкидывать дровишки». Сюжет игры ведь постепенно развивается, и задача воспитателя – не навредить сюжету, а развернуть его в новую сторону, в том числе под свои образовательные задачи. Органично, подпитывая интерес ребенка. Но для этого воспитатель сам должен быть играющим. Он не должен входить в роль взрослого и давать указания, а должен быть внутри игры, быть на равной позиции с ребенком. Это сложно объяснить, поэтому кроме теории мы обязательно играем.
- Зачем в Летней школе театральная мастерская?
- В театре ты не просто актер, ты существуешь внутри сценария, думаешь о содержании, проживаешь его. У нас спектакли ставились по серьезным философским текстам, есть о чем подумать. Твоя задача – перевоплотиться, войти роль, а это сложно, если ты не умеешь играть, если тебе чужды спонтанные вещи.
- А для чего занятия с хореографом про «осознанное тело»?
- Ребенок спонтанен и он себя чувствует. Например, хорошо чувствует свое тело, он ловкий, смелый, подвижный. А мы стали взрослыми и потеряли контакт с телом. Чтобы привить ребенку любовь к своему телу, чтобы перевоплощаться в игре в различных персонажей, чтобы играть в театре, педагог сам должен быть в гармонии со своим телом. На языке тела ведь тоже можно говорить, выражать себя. Для этого у педагога должна быть высокая осознанность, которую можно донести и ребенку.
- Какой главный результат Летней школы? С чем уезжают педагоги?
- С новыми теоретическими знаниями, практическими инструментами и новым пониманием себя, как педагога, как личности. Если мы смогли «личностно достучаться» до педагога, то происходит внутренняя трансформация. И профессиональная, и личностная. Профессиональный прирост ведь невозможен без личностных изменений. Если я лично расту, если мне новые знания интересны, то я и как профессионал расту. Я же не отдельно от профессии существую, это все со мной, все моё. Если я сам себе интересен и мне мир интересен, тогда я интересен ребенку. В этом плане у нас получаются даже немного психолого-педагогические тренинги, потому что мы стараемся разбудить вдохновение педагога, придать ему сил творить и мечтать. И у нас получается!
- Новой Летней школы ждать теперь до следующего лета?
- Мы принимаем заявки от регионов на такого рода интенсивы в любое время года. Это может быть Осенняя, Зимняя, Весенняя школа в любом регионе. Если есть региональная команда управленцев и педагогов дошкольных организаций, заинтересованная в профессиональном развитии и росте, мы готовы разработать программу школы под задачи региона и реализовать такой авторский проект. Это действительно авторская рабочая модель повышения квалификации педагогов, которая очень эффективна.
Смотрите фото и читайте дневник смены в Воронеже https://stepcenter.ru/sschool_voronezh