Онлайн-стажировка "Шаг":

как это было?
80 участников

от Москвы до Сахалина
5 дней

онлайн стажировки-погружения
8 площадок

детских садов в России и за рубежом
Программа стажировки (октябрь 2020)
Тема 1 дня: Свобода выбора
* Детский сад № 56 г. Костромы
* Слободской детский сад "Пряничный домик" Воронежской области
Тема 4 дня: Образовательное событие и развивающая среда
* Детский сад «Золотой ключик»
(Москва)
* Детский сад «Росинка» (Улан-Удэ)
Тема 2 дня: Зарубежные практики
* Детский сад Монтессори "Beautiful minds" (Франция)
* Детский сад "Маленькая страна" (Израиль)
Тема 5 дня:
Реджио-педагогика
* Студия свободного развития - детский сад «Зеленое яблоко»
(Москва)
Тема 3 дня: Традиции детского сада
* Детский сад Школы самоопределения им. А.Н. Тубельского (Москва)
«Подходы площадок разные, но не противоречат друг друг другу. Они словно разными путями идут к одному и тому же: ценности ребёнка, субъект-субъектным отношениям, жизни в саду, наполненной интересными делами детей и свободой выбора.
Это как одну задачу решать разными способами»
1 день
Тема дня - свобода выбора в детском саду

Первыми принимали стажеров детский сад № 56 г. Костромы и «Пряничный домик» Воронежской области.
Детский сад 56 г. Костромы
Костромская область
Педагоги показали нам, как возможность выбора можно создать в среде, деятельности и способах деятельности. В костромском детском саду дети во время ежедневного «круга выбора» могут сами решить, чем им заниматься и пойти играть в любое пространство детского сада, в том числе с ребятами из других групп. Дети могут планировать, действовать, выбирать средства, способ, проводить исследования, сочинять проекты и реализовывать их из любых доступных материалов. Как все это выглядит в жизни, стажерам показали на видео.

Нет в саду и жесткого расписания. Свобода выбора плохо совместима с жестким расписанием, и оно изменилось под деятельность, трансформировалось в гибкое планирование.
Педагог следит за интересами детей и трансформирует это в образовательную задачу, дальше – сами. Педагоги костромского сада реализуют программу «ПРОлюдей», воспитатели тоже коллективно играют, прошли обучение и личную супервизию Егора Бахотского.

В рефлексии также рождаются групповые правила. «Правила появляются тогда, когда возникает проблемная ситуация на эту тему. Это повод для педагога инициировать обсуждение, по итогам которого правила рождаются. На самом деле дети сами начинают следить за выполнением правил, когда им передают субъектную позицию».

Не получится ли хаос, если многое доверить детям? Педагоги сада решительно не согласны: «Это иллюзия вседозволенности. Чтобы такая свободная программа развивала и давала эффект, все должно быть четко выстроено. Это другой вариант контроля просто, нелинейный».
Детский сад "Пряничный домик"
Воронежская область
Чтобы закрепить тему выбора, из Костромы мы перелетели в Воронеж и оказались в детском саду «Пряничный домик». Тут нас удивили многообразием пространств и центров активности: детям действительно есть, из чего выбрать. Педагоги рассказали, что программа «Сад детских инициатив» позволяет объединять детей в разновозрастные сообщества, выходить за пределы группы и путешествовать по саду, выбирая себе занятие.




В саду обустроены и наполнены десятки уголков активности, детям предлагается почти 30 видов практик в техническом, естественно-научном, художественном, спортивном направлениях и в области развития речи. Воспитатель постарается заинтересовать ребенка, показать все возможности видов деятельности. Так естественным образом у педагогов появились новые роли: навигатор, интегратор. Эти функции выполняют воспитатели, логопеды, музыкальные руководители, психолог, педагоги дополнительного образования.
2 день
Тема дня: Зарубежные практики
Детский сад "Маленькая страна" (Израиль)
г. Кфар-Саба
Детский сад «Маленькая страна» расположен недалеко от Тель-Авива в городе Кфар Саба и принимает детей от ясельного возраста до 5 лет в две разновозрастные группы.

Руководитель сада рассказала стажерам об особенностях израильской системы образования, специфике русскоязычных садов, работе с детьми-билингвами и билингвальном дошкольном образовании.
В программе сада много игр и творчества, с детьми занимаются лепкой, конструированием, рисованием, развитием мелкой моторики, пением и танцами. В саду есть логопед, проходят занятия по развитию речи – сразу на двух языках. А главное в саду - особая атмосфера творчества, тепла и любви к детям, которая проявляется во всем. Руководитель сада провела творческий мастер-класс со стажерами, чтобы поговорить о творческом развитии ребенка и базовых ценностях детского сада.
Детский сад Монтессори
"Beautiful minds" (Франция)
Париж
За 7 лет существования «Beautiful Minds» разрослись до сети детских садов и начальной школы, которые посещают более 150 детей от 2 до 11 лет.

Детский сад работает по аутентичным принципам педагогики Марии Монтессори и реализует полилингвальное трехъязычное образование (совмещает французский, английский и русский языки). Стажеров сразу заинтересовала методика полилингвального обучения.

В Монтессори-саду действуют разновозрастные группы (интервал 3 года), группы достаточно большие – по 30 человек, которым предлагается обширный выбор развивающих материалов.
В основе подхода Монтессори лежит философия, ориентированная на самостоятельность ребенка и сензитивные периоды развития, специальная развивающая среда и методики развития концентрации внимания, автономии, уверенности в себе.

У Монтессори-педагогики свое отношение к игре. В основное садиковское время дети не играют, игра есть на прогулке, дома. «У детей есть свобода передвижения и выбора деятельности. Это миф, что в монтессори дети сидят постоянно за столами: в самом наше материале заложено много движения», - комментирует руководитель.

Чтобы говорить на одном языке с родителями, сад осознанно формирует родительское сообщество – действует родительский клуб «Кафе для родителей», проходят онлайн встречи, обучение. «Понимание методики важно, это на уровне общих ценностей», - уверена Мария Смирнова.
3 день
Тема дня - традиции детского сада

Уникальный сад, который сложно прочувствовать через экран. Но у нас получилось!
Детский сад Школы самоопределения им. А.Н. Тубельского (Москва)
Россия
Волшебство этого сада соткано из традиций, которых здесь за 30 лет накопилось множество. У каждой группы свое лицо, свой стиль и набор традиций, потому что в них разные воспитатели и разные дети.

В детсаду Тубельского работает 6 разновозрастных групп и 2 ровеснические, предшкольные группы. В каждой от 25 до 29 детей и по 2 воспитателя. Нам показали множество видео из повседневной жизни групп, мы словно в щелку подглядывали за ребятами на протяжении всего дня.

О традициях сада подробно рассказали педагоги: о сказочниках, утреннем круге, песенках, колокольчиках и специальных играх, кодовом шифре и словечках, - открыли все тайны. Стажеры-методисты, просматривая видеокусочки, пополнили свои копилки играми, заданиями и идеями.
Педагоги познакомили нас с пространствами сада: уголками, где можно играть с водой, проводить физические опыты, играть в тихие игры, отдыхать, показала мягкие модули в спальне, спортзал и столярную мастерскую. В саду действует принцип «громких и тихих зон», который помогает зонировать пространство.

В саду Тубельского родилась концепция «физкультура по-другому», которую разработал С.В.Реутский, и она теперь естественным образом продолжает развиваться после его ухода из сада.

С правилами у тубельцев особые отношения. Весь мир традиций сада состоит из больших и малых правил, которые подаются как игра. Правила безопасности вводятся воспитателем, а держатся группой.

«Мы вообще стараемся, чтобы в саду звучало меньше голоса взрослого и больше голоса ребенка. Наша идея – довериться, передать ребенку ответственность за свое тело, отношения, свою жизнь, конечно, с нашей поддержкой, с нашим ресурсом. Наш мир традиций сложился сам собой, естественно. Нам легко дышать в нем, ведь это многолетняя история», - говорят тубельцы. Легко было дышать и нам, стажерам, в этом уютном, согревающем мире чудес, традиций и доверия.
4 день
Тема дня - образовательное событие и развивающая среда

Детский сад "Золотой ключик" (Москва)
Россия
Что такое образовательное событие в оригинальном виде, как может быть построена программа сада на событиях, рассказала основательника детского сада Жанна Сугак.

В программе «Золотой ключик», по которой работает детский сад, роль взрослого – ключевая. Именно взрослый задает контекст, смысл происходящего, от него зависит интересная, насыщенная жизнь детей. «Если детский сад как семья, то воспитатель как мама, ее много не бывает».
В частный детский сад «Золотой ключик», работающий по одноименной программе, ходят дети от 2 до 7 лет, группы сада максимально разновозрастные. Программа построена на образовательных событиях – все образовательные задачи (развитие речи, развитие математических способностей и т.д.) вшиты в образовательные события.

Событие может идти несколько дней, месяц, несколько месяцев, и все происходящее в саду наполняется темой события. Занятия не делятся на рисование, конструирование, лепку, а материалы и способ предлагаются под замысел ребенка.
Детский сад "Росинка"
(Улан-Удэ)
Республика Бурятия
Если мы привыкли к продуманному и креативному скандинавскому дизайну, то «Росинка» своими модульными технологиями - пожалуй, его бурятский вариант: трасформируемые во что угодно модули из натуральных материалов – ноу-хау садика. Авторские модули спроектированы командой педагогов и родителей и выполнены в одном экземпляре.

Команда "Росинки" подготовила настоящую 3D экскурсию по группам для наших стажеров: мы словно воотчию гуляли по группе, крутили головой, рассматривали детали. Увидели уютные уголки, комнатки, балконы, театральную сцену и гримерку в одном из модулей, лестницы и лазы, выкатные ящики и раздвижные элементы, на видео - сцену-шкаф и шкаф-подиум.
Каждый модуль органично встраивается в пространство группы и может превращаться во что угодно, когда воспитатели вместе с детьми оформляют его под определенную тематику.

«Все, что вы видите – коллективный продукт нас, педагогов, родителей и детей, - рассказывает заведующая. - Мы придумали и реализовали проект «Содружество», который объединяет усилия всех сторон по созданию такой среды. Не все группы у нас имеют модули, часть групп еще ждут свой очереди, каждый новый модуль – это достижение, большой проект для нас, в том числе проект по поиску средств. Мы ищем поддержку у депутатов, пишем и выигрываем гранты, - делаем все, чтобы реализовать свои мечты".
Опыт детского сада действительно настраивает на активную позицию: все возможно при объединении общих усилий, креативном подходе и наличии идейного вдохновителя-активиста.
5 день
Тема дня: Реджио-педагогика
Детский сад "Зеленое яблоко" (Москва)
Россия
Итальянская реджио-педагогика и знакомство со студией свободного развития «Зелёное яблоко» Москвы ждали нас в последний день онлайн стажировки «Шаг».

В основе Реджио-подхода лежит вера в силу и возможности ребенка и вера в то, что любая деятельность может быть полезной и значимой для развития детей. «Ребенку можно доверить гораздо больше, чем мы привыкли. В каждом ребёнке заложена естественная внутренняя потребность к саморазвитию, к освоению и осмыслению окружающего его мира".

В реджио нет заранее спланированной образовательной программы. Проектная деятельность, как заданное взрослым движение к цели, идет обратным ходом: «проектное намерение по реджио – это разворачивающаяся на наших глазах деятельность детей".


Среда реджио наполнена предметами, которые даже сложно назвать игрушками – это природные материалы, поверхности, неструктурированные материалы, с которыми можно взаимодействовать, изучать.


Деятельность сада построена по принципу ателье - различных понимаемых определенным образом мастерских, в которых педагоги – ательеристы помогают ребенку познакомиться с разными материалами и воплотить с их помощью свои идеи.

Почему в реджио не учат и не дают правильных решений? Реджио свойственно понятие «компетентного ребенка», который сам понимает, что ему нужно и важно сейчас.

Стажеров интересовали организационные моменты, Дина дала ответы на все вопросы и пригласила в гости в «Зеленое яблоко». За полдня, конечно, сложно объяснить глубину и наполнение подхода и особенности построения образовательного процесса. Наш опыт стажировки – скорее первая проба и попытка попробовать разное в формате «шведского стола». Здорово, когда узнаешь новое из уст людей, которые занимаются темой и находятся в практике много лет, а значит верно донесут ключевые идеи и принципы.
"Такая стажировка нужна, чтобы увидеть другие форматы работы, другие технологии и практики, выбрать понравившееся и взять себе в работу. Люди ходят в театр: ты был на постановке, проживал ее изнутри. И стажеры тоже были здесь 5 дней и переживали погружение в миры с разными людьми. Как в театре. И это сам по себе важный личностный и профессиональный опыт"
Отзывы участников
"За пять дней мы действительно ШАГали семимильными шагами от методов к программе, от идей к философии, от Москвы через Израиль и Францию. Почему то хочется говорить глаголами:удивлялись, восхищались, учились, переваривали, принимали, обсуждали, общались. Мы, как стажировочная региональная площадка, получили ещё и опыт подачи материалов в онлайн режиме-это ценно. Вообще это здорово-не выходя из дома или работы получить такой заряд позитива и новизны"
Наталья Лелюк, старший воспитатель д/с № 11, г. Лиски, Воронежская область
"Третий день стажировки провели с тубельцами. Они уникальные. Думаю, что только их командный дух, их единение своей идеей помогают им получать такие результаты. Плюс технологии, плюс правила. Все это создаёт атмосферу свободы, комфорта. Спасибо за возможность окунуться в ваш мир!"
Светлана Павленко, руководитель Подгоренского детского сада № 2, Воронежская область
"Я каждый день стажировки думала, сколько бы я потратила только на билеты и проживание, пусть бы даже без Бурятии. Выходило намного больше, чем стоимость стажировки. И столько разных обсуждений было, столько интересных моментов! А еще приятно было наблюдать, как выстраиваются отношения в мини-группах из участников стажировки: от чужих людей к маленькому сообществу, объединенного одной целью"
Вероника Кузьмина, старший воспитатель д/с № 56 г. Кострома, Костромская область
"Международная онлайн стажировка завершена!... Почему-то хочется поставить многоточие... Команда Центра образовательных инноваций ШАГ сумели нас, такую большую и разную, как по географии, так и по интересам и направлениям аудиторию, зацепить, организовать, сплотить и подружить! Это было здорово! Голова полна идеями, впечатлениями и озарениями! Спикеры были высококлассными профессионалами: преподнося свой бесценный опыт работы, показывали вектор развития каждому из нас в соответствии с нашей же философией (так было со мной!). А ещё огромное спасибо команде ШАГ за опыт грамотного и душевного построения общения в дистанте. Это останется с нами надолго! Спасибо! Будем ждать новых встреч!"
Мариана Степанова, директор д/с № 78, г. Воронеж
Следующая стажировка - 15-19 марта 2021 г
ежедневно с 09:00 до 13:30 по московскому времени
Формат: онлайн, zoom

Вас ждет 6 детских садов за 5 дней стажировки онлайн. Приглашаем на стажировку педагогов и руководителей детских садов из любых регионов России. Отправимся в путешествие вместе!
Стоимость участия: 8000 рублей с выдачей удостоверения ПК
Оставить заявку
на стажировку 15-19 марта 2021