«Воспитатель должен уметь играть, потому что это ровно то, что требуется ребенку, - уверена Жанна Сугак. Играть – это не про костюмы и предметы, играть – это выстраивать игровые отношения друг с другом и взрослыми, исходя из реальных и выдуманных ролей». Когда ребенок играет, он моделирует ситуацию и чувства участников внутри нее – тем самым, ребенок разбирается, как устроена ситуация - и в конечном счете как устроен мир.
В игре «вызревает» воображение, которое становится основой творческого мышления. Ребенок, который строит гору из подушек, изобретает велосипед из стульев, находится в творческом процессе. Он не ставит цель, а плывет по волнам воображения. Правильная игра – всегда творчество. Поговорили, кстати, а что такое правильная игра, разобрали критерии. Провели дискуссию «игра – не игра» на кейсах.
С Анастасией Кислициной обсуждали, какова роль взрослого в игре. Как воспитателю не разрушить игру, а грамотно развивать и «подкидывать дровишки». Наука, несмотря на кажущуюся простоту, таковой не оказалась. На мастер-классе Татьяны Морозовой разбирались, какие игрушки развивают творческое мышление и работают на правильную игру? Игрушки, которые задают правила и логику игры с ними, решая это за ребенка, по сути не развивают. Хотя именно на их упаковках часто написано «развивающие».
Для полноценного погружения в игру важно вжиться в роль персонажа, прочувствовать его телом. На тренинге Мариам Нагайчук учились осознанному движению, «читать тело» и передавать образ персонажа через телесность, а не через атрибуты. Как герой смотрит на других, что читается во взгляде, как держит голову, как ступает. Допустим, легко изобразить Карлсона, нажав кнопку на пузе, а попробуй передать героя через походку, мимику, жесты. Нашим участникам не слабо!Дария Симбирцева поддержала игровое перевоплощение, проведя ролевой тренинг по техникам психодрамы «Играть легко».
Почему в школе целый день отводится на понимание игры и много практического погружения в игру и творчество? Наталья Шадрина, руководитель Летней школы, считает, что «для хорошего воспитателя важно сохранить в себе ребенка, ему должна быть открыта его собственная детская сторона, доступно чувство открытости, веселья, умение играть. Во взрослых крайне редко это можно обнаружить, потому что мы привыкли к шаблонам, плохо чувствуем свое тело и много беспокоимся о том, что подумают другие. В Летней школе мы даем погружение и в теоретические основы, и в мир детства».
Участники смены подтверждают: «Оказывается, воспитателю важно вспоминать свое детство. Обычно на это нет времени, и здорово, что здесь нам дали такую возможность – немного побыть ребенком, а значит лучше понимать своих воспитанников».