Летняя школа

Уникальный интенсив для воспитателей и руководителей детских садов

Уникальный интенсив для воспитателей и руководителей детских садов

Летняя школа

ТЕМА ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ - 2020
"Развитие творческого мышления дошкольников"
Интенсив проходил 10-15 августа в г. Воронеж
Летняя школа-2020 в цифрах
60 участников
- педагоги и заведующие
29 дошкольных организаций Воронежской области
5 дней интенсива
Полное погружение в теорию и практику, насыщенная программа на весь день
10 экспертов ШАГа
работали с участниками школы в формате нон-стоп
Дневник Летней школы
10-15 августа 2020
ДЕНЬ 1
Тема дня: Что такое творчество?
День начался со знакомства, деления участников Летней школы на 6 команд и посвящения в Новый круг. Далее в ходе лекций и дискуссий мы работали над понятийным аппаратом и обсуждали, что такое творчество? Евгений Крашенинников, к.псих.н. и ведущий научный сотрудник Лаборатории развития ребенка МГПУ подтолкнул к дискуссии, какие условия необходимы, чтобы деятельность с детьми работала на развитие творческого человека. И вообще, всем ли нужно быть творческими или в жизни важнее профессионализм, трудолюбие и умение понимать окружающие нормы? Готовых ответов нет, поиск не менее важен, чем ответ. Мастерские, лекции, дискуссионный клуб и управленческий клуб – ровно для этого, чтобы из вопросов рождалась собственная концепция и понимание.

Несколько тезисов дня из обсуждений:

«В центре всегда стоит ребенок. Все происходит ради развития ребенка, маленького человечка. Не бывает так, что ребенок развивается, а вы, как педагог, нет».

«Развитие не возникает из абстрактных желаний чего-то лучшего, оно вырастает из накопленной необходимости».

«Кто такой субъект? Субъект не только активен и инициативен, он видит собственный смысл в деятельности, совершает осознанное, осмысленное действие – зачем я это делаю?»

«Не каждое событие приводит к открытию. А какое приводит? А если не приводит, может, это и не событие вовсе? И зачем проводить такое событие, которое не приводит к открытию?»
ДЕНЬ 2
Тема дня: Развитие творческого мышления
Утро в Летней школе начинается с телесных практик для желающих – йоги, медитации, бодикондишн на свежем воздухе вместе с хореографом Мариам Нагайчук. Зарядившись энергией, приступаем к лекциям и дискуссиям. Сегодня вместе с психологом Анастасией Кислициной рассуждаем о потенциале использования парадоксального мышления в творческом развитии ребенка. На своей мастерской Жанна Сугак, к.псих.н. и соавтор образовательной программы дошкольного образования «Золотой ключик» приоткрывает профессиональные секреты образовательной программы, как особой атмосферы детского сада. Татьяна Морозова, к.псих.н., эксперт ECERS-R, помогает научиться проектировать тему, способствующую развитию диалектического мышления дошкольников. Мастерская психолога Дарьи Симбирцевой помогает через символдраму создавать и развивать игровой сюжет через метафору и сказочных героев. Управленческий клуб для заведующих посвящен теме «образовательная программа как командный проект». Прекрасная возможность применить все «находки» дня.
И в конце дня эмоциональный фейерверк – театральная постановка от режиссера Ильи Юртаева, актеры – конечно, сами участники летней школы. Спектакль из нескольких частей мы смотрели на протяжении всей Летней школы. Причем каждую новую «серию» режиссер ставил с новыми командами, чтобы каждый участник смены смог попробовать себя в театральной игре. Кому-то перевоплощение далось легко, а кому-то пришлось преодолевать себя, но адреналин и супер-эмоции испытали все актеры - что на репетиции, что на премьере. Зрители – тем более.

ДЕНЬ 3
Тема дня: Игра
«Воспитатель должен уметь играть, потому что это ровно то, что требуется ребенку, - уверена Жанна Сугак. Играть – это не про костюмы и предметы, играть – это выстраивать игровые отношения друг с другом и взрослыми, исходя из реальных и выдуманных ролей». Когда ребенок играет, он моделирует ситуацию и чувства участников внутри нее – тем самым, ребенок разбирается, как устроена ситуация - и в конечном счете как устроен мир.

В игре «вызревает» воображение, которое становится основой творческого мышления. Ребенок, который строит гору из подушек, изобретает велосипед из стульев, находится в творческом процессе. Он не ставит цель, а плывет по волнам воображения. Правильная игра – всегда творчество. Поговорили, кстати, а что такое правильная игра, разобрали критерии. Провели дискуссию «игра – не игра» на кейсах.

С Анастасией Кислициной обсуждали, какова роль взрослого в игре. Как воспитателю не разрушить игру, а грамотно развивать и «подкидывать дровишки». Наука, несмотря на кажущуюся простоту, таковой не оказалась. На мастер-классе Татьяны Морозовой разбирались, какие игрушки развивают творческое мышление и работают на правильную игру? Игрушки, которые задают правила и логику игры с ними, решая это за ребенка, по сути не развивают. Хотя именно на их упаковках часто написано «развивающие».

Для полноценного погружения в игру важно вжиться в роль персонажа, прочувствовать его телом. На тренинге Мариам Нагайчук учились осознанному движению, «читать тело» и передавать образ персонажа через телесность, а не через атрибуты. Как герой смотрит на других, что читается во взгляде, как держит голову, как ступает. Допустим, легко изобразить Карлсона, нажав кнопку на пузе, а попробуй передать героя через походку, мимику, жесты. Нашим участникам не слабо!Дария Симбирцева поддержала игровое перевоплощение, проведя ролевой тренинг по техникам психодрамы «Играть легко».

Почему в школе целый день отводится на понимание игры и много практического погружения в игру и творчество? Наталья Шадрина, руководитель Летней школы, считает, что «для хорошего воспитателя важно сохранить в себе ребенка, ему должна быть открыта его собственная детская сторона, доступно чувство открытости, веселья, умение играть. Во взрослых крайне редко это можно обнаружить, потому что мы привыкли к шаблонам, плохо чувствуем свое тело и много беспокоимся о том, что подумают другие. В Летней школе мы даем погружение и в теоретические основы, и в мир детства».

Участники смены подтверждают: «Оказывается, воспитателю важно вспоминать свое детство. Обычно на это нет времени, и здорово, что здесь нам дали такую возможность – немного побыть ребенком, а значит лучше понимать своих воспитанников».
ДЕНЬ 4
Тема дня: Пространство и среда
Среда детского сада отражает цель и ценности коллектива. Если цель – контроль и порядок, то и среда работает на эту цель. Если цель развитие, то и среда будет выглядеть по-другому. Татьяна Морозова в ходе своей утренней лекции провела исторический экскурс, как возникла система дошкольного образования в России сотню лет назад, какие задачи она решала, и в чем была специфика образовательных программ в то время. Лектор поставила акцент, что изменение среды начинается не с нормативных актов, развивающую среду определяет практика. Даже если обустроить в группе потрясающее развивающее пространство, оно может не сработать, если нет ценностного изменения в отношениях, нет запроса от воспитателей и желания работать по-другому. Сперва ценности, потом среда+практика.

Тему развивающего пространства продолжили обсуждать на лекции и мастерской Жанны Сугак. Сперва разбирали кейсы, а потом педагоги одной из команд спроектировали и смастерили идеальную группу детского сада. Получилось сказочно!
На мастер-классе Анастасии Кислициной вместе рассуждали о том, «как не убить в ребенке Шагала»,. С одной стороны, да здравствует самовыражение и отсутствие рамок! С другой стороны, культурный образец и образец в принципе выполняет свои функции, и тоже необходим. Разбирались, разбирались – и разобрались. Вывели свое понимание баланса «самовыражение vs образец».

Изучали разные материалы для творчества. Узнали, почему глина расслабляет, а фломастеры способствуют концентрации. Зачем рисовать на черной и цветной бумаге? Стоит ли приучать детей к листу формата А4? Каких материалов в саду больше, а каких психологически важных – не хватает? Экспериментировали с новыми техниками творчества, которые затем можно внедрить в детском саду.

На управленческом клубе вместе с психологом Дарией Симбирцевой разбирали тему конфликтов и с помощью техники психодрамы учились справляться с конфликтными ситуациями, актуальными для управленца детского сада. Тренинг вызвал большой резонанс у участников, удалось на практике разобрать и разрешить конфликт, что дало множество инсайтов педагогам и управленцам.

День в Летней школе завершился театром и итоговой рефлексией. Рефлексия каждый день ставит точку, служит местом обобщения главных открытий дня, часто перерастая или в жаркое обсуждение или в обмен удивлениями и личным приростом.

ДЕНЬ 5
Тема дня: Итоги
Пятый день – день защит, презентаций и, как ни грустно, прощания с Летней школой «Шаг». 6 команд спроектировали и представили свои образовательные события для дошкольников, прошли профессиональную экспертизу коллег и кураторов. Стало понятно, куда двигаться и что менять, теория уложилась через практику.

Темой Летней школы стало развитие творческого мышления и на протяжении пяти дней команды формировали свое представление некого «Свода условий» для развития творческого мышления. В последний день презентовали свое видение на схемах и в концепциях.

Последний день – финальная точка, подтверждающая пройденный путь. На задачи Летней школы работал сплав из видов деятельности: лекции, дискуссии, проектирование в группах, арт, йога, пластика, театр, почти психологические погружения, тренинги для управленцев, командные соревнования и задания на сплочение. истых лекций в Летней школе «Шаг» нет. Каждое занятие включает проблематизацию, поле для размышления, заставляя участников включаться в процесс обсуждения и совместно вырабатывать идеи. Только так возможен личностный результат обучения: я расту, я меняюсь, мое мышление и фокус внимания трансформируются. Отнюдь не от объема закачанного в меня теоретического материала, а от внутренней работы с ним.

В этом плане результат Летней школы, как любого образовательного события – качественные изменения, личностный прирост, без которого невозможен прирост профессиональный.

На финальном капустнике веселые номера перемежались с лирическими, мы то смеялись до слез, то грустили, а пародии на всех лекторов стали просто хитом вечера! И не менее потрясающим оказался танцевальный флешмоб, который придумали и тайно разучили все участники Летней школы. Седьмая смена Летней школы закончилась душевно, до новых встреч, коллеги!
Отзывы
Никто не расскажет о Летней Школе лучше, чем наши слушатели!
Результаты программы

ШАГ учит

Команды 28 детских садов смогли пройти эффективное повышение квалификации, освоили новые методики и инструменты
ШАГ творит

Участники школы прошли практическое погружение в творчество
ШАГ вдохновляет

Команды смогли выработать общее ценностное поле смыслов дошкольного образования, вдохновиться на инновационную деятельность, обрели уверенность в своих силах, как увлеченные профессионалы!
ШАГ награждает

5 команд детских садов получили право бесплатного участия в Международной онлайн стажировке лучших дошкольных практик Центра ШАГ
"Летняя школа проходит ежегодно, в 2020 году состоялась седьмая смена школы!

Мы принимаем заявки от регионов на такого рода интенсивы в любое время года. Это может быть Осенняя, Зимняя, Весенняя школа в вашем регионе. Если есть региональная команда управленцев и педагогов дошкольных организаций, заинтересованная в профессиональном развитии и росте, мы готовы разработать программу школы под ваши задачи и реализовать такой уникальный проект.


Это действительно авторская рабочая модель повышения квалификации педагогов, которая очень эффективна"

Наталья Шадрина
эксперт ШАГа
Читайте полное интервью о Летней школе 2020
Оставьте заявку на участие в Летней школе,
и мы вышлем вам программу по дням
Сделайте шаг с нами!