Летняя школа

Уникальный интенсив для педагогов и руководителей детских садов и школ

Байкал - 2023

Летняя школа

ТЕМА ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ - 2023
"Развитие человека:
условия становления личности в образовании"
Интенсив прошел на оз. Байкал (Республика Бурятия) 15-17 июня
Летняя школа-2023 в цифрах
100 участников
- педагоги и заведующие
образовательных организаций Республики Бурятия
3 дня интенсива
Полное погружение в теорию и практику, насыщенная программа каждого дня
10 экспертов
работали с участниками школы в формате тренингов и лекций
Дневник Летней школы
15-17 июня 2023
ДЕНЬ 1
Тема дня: Развитие человека в системе образования. Исследование проблематики
В первый день участников ждала работа в исследовательской лаборатории, направленная на исследование проблематики и вектора развития образовательных организаций. Лаборатория прошла в формате расширенного педагогического совета, на котором 10 команд в составе представителей от каждого уровня образования и органов управления образованием решали ключевую задачу: как на каждом уровне образования обеспечить качество образования и качество образовательных результатов?

Представители дошкольного образования, начальной, подростковой и старшей школы, а также профессионального образования описали ключевые трудности при обеспечении качественных результатов образования на каждом уровне. Основными «болевыми» точками были названы:

  • не сформирована учебная деятельность у детей, приходящих в школу из детского сада,
  • ведущая деятельность ребенка в ДОУ – игровая, где он учится выбирать, проявлять инициативу, разворачивать целостные игровые сюжеты, поэтому задача научить читать и писать не является для детсада ключевой,
  • необходимость поддержания авторитета учителя. В подростковой школе много времени уходит на поддержание дисциплины,
  • к старшей школе дети не готовы осуществлять выбор, не готовы к профилизации,
  • в СПО учащимся не хватает самостоятельности в обучении и навыка выбирать.

Участникам условного "педсовета" были представлены эксперты, которые отнеслись к итогам работы групп. В ходе обсуждения поднимались вопросы преемственности уровней образования, развития субъектности в образовании, необходимости реорганизации профессионального образования педагогов и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Ключевой задачей команд на ближайшие дни интенсива стало формирование моделей преемственности уровней образования в проектных группах. На первом этапе команды постарались определить проектную идею (фишку) по решению обозначенной проблемы преемственности.

Проектные идеи 10 команд были представлены в формате гайд-парка: каждая команда рассказала о своей идее, которая ляжет в основу модели преемственности. В числе идей проектов были такие как «Сетевое наставничество в формате реверсивного наставничества», «Разработка кодификаторов сквозных образовательных результатов и инструментов их оценки», Проект «Самый сок» – возможность менять роли педагогов и детей», «Профессиональный туризм кадров - миграция педагогов по линии: ДОУ-школа-СПО-ВПО», «Матрица успеха – соединение образовательных пространств, передача кадров для обеспечения и сопровождения на следующем уровне образования», «Сквозные образовательные результаты ученика как отражение сквозных образовательных результатов педагога» - формирование ситуации выбора как условия для развития самостоятельности, инициативности и ответственности у педагога», «Школа субъектности» - обучение преемственности субъектов образования» и другие проекты.

В ближайшие дни интенсива у команд будет возможность углубить проблематику и проработать механизмы своих проектов преемственности.

Лекционный блок первого дня Летней школы включал в себя разнообразие тем, раскрывающих тему становления личности в образовании. Так, о принципах средовой педагогики слушателям поведали Макс Че, разработчик и ведущий программ «Летний Городской НооГен» и «Креативный кампус» (г.Томск) и Катерина Григоренко, разработчик событийных образовательных форматов для детей и взрослых, автор технологических разработок в сфере средовой педагогики Марии Монтессори и социокультурного проектирования (г.Томск). Анастасия Кислицина, детский психолог, психотерапевт (г. Москва), в своей лекции коснулась темы самовыражения детей и взрослых через построение диалога.

Педагогические технологии как механизм, обеспечивающий вариативность современного образования, представил Алексей Воронцов, доцент дирекции образовательных программ МГПУ, эксперт Центра образовательных инноваций «Шаг» (г. Москва). В онлайн-формате к Летней школе присоединилась Ирина Абанкина, профессор, директор НИУ ВШЭ (г. Москва) и прочла лекцию на тему «Совершенствование организационного, финансового и управленческого механизмов в сфере общего образования».

День завершился рефлексией дня и творческим представлением команд.
___
Корреспондент ЛШ 2023 - Эржени Будаева
ДЕНЬ 2
Тема дня: Педагогические технологии, поддерживающие развитие личности в образовании
Программа второго дня Летней школы началась с командной работы в формате разработки и обсуждения тезисов по итогам вчерашнего дня.

Затем участникам было предложено разделиться и принять участие в работе 5 параллельных проектных мастерских. Расскажем о некоторых из них.

Мастерская Алексея Воронцова коснулась построения "живых" моделей учебного сотрудничества. Что есть сотрудничество и когда его можно назвать живым, а не формальным? Алексей Борисович предложил 5 моделей учебного сотрудничества, чередование которых обеспечит эффективность школьного образования. В их числе позиционный, конвейерный, соревновательный, кооперационный и демонстрационный типы взаимодействия. Участники мастерской, разделившись на группы, смогли поработать с примерами и смоделировать смену типов взаимодействия на уроке.

В мастерской Макса Че и Катерины Григоренко разбирались принципы преподавания в подростковой школе. Так, основная задача подростковой школы – это преодоление онтологической центрации, которая была сформирована у ребенка в начальной школе. Задачей педагога становится формирование у ребенка представления о мире в парадигме разнообразия. Эффективной технологией для подростковой школы становится деятельность по смене ролей, позволяющая «научиться опознавать разное и с этим разным работать». На практическом мастер-классе участники мастерской попробовали внедрить технологию смены ролей на практике.

В лекционном блоке второго дня в онлайн-формате выступила Надежда Муха, эксперт Центра образовательных инноваций «Шаг», автор методических и учебных пособий (г. Томск). В своем докладе лектор рассмотрела развитие школы как условие развития человека. Внешние вызовы современности, которые предъявляются к развивающемуся человеку, становятся вызовами для всей современной школы. Каких навыков, компетенций и знаний ждет мир будущего от ученика, и как должна измениться школа, чтобы все это ему дать, - об этом рассуждали на лекции.

Уже традиционным для Летней школы форматом стал Управленческий клуб - бизнес-тренинг для руководителей образовательных организаций, основанный на разборе управленческих проблем и кейсов. Темой сегодняшнего клуба стал разбор принципов целеполагания в управленческой деятельности. Ведущими клуба выступили Наталья Шадрина и Сергей Медведчиков.

День завершился традиционной рефлексией дня. А завтра нас ждет заключительный день Байкальской летней школы.
___
Корреспонденты ЛШ 2023 - Эржени Будаева, Дулгар Доржиева.
ДЕНЬ 3
Тема дня: Гайд-парк командных проектов
Завершилась Летняя школа для педагогов на Байкале, которую провела команда экспертов Центра образовательных инноваций «Шаг». Почти 100 педагогов и руководителей детских садов, школ и СПО Республики Бурятия приняли участие в трехдневном интенсиве-погружении.

Третий день Летней школы начался с традиционного разбора тезисов, предложенных командами по итогам предыдущего дня. В лекционном блоке выступил Евгений Нежданов, президент Обрсоюза, директор центра компетенций «Цифровая экономика» Российского Нового Университета, рассказав о современных цифровых профессиях в рамках программы «Код будущего».

Ключевым событием дня стал гайд-парк идей, на котором каждая команда педагогов смогла представить свой проект, рожденный в ходе работы на Летней школе. За три дня команды смогли пройти путь от идеи до детальной проработки механизмов своих проектов, направленных на формирование преемственности и сквозных образовательных результатов для разных уровней образования.

Как можно описать в общих словах некоторые из представленных проектов? Например, проект «Уксор» ставит своей целью разработку кодификатора сквозных образовательных результатов и инструментов их оценки на территории Республики Бурятия. Идея заключается в том, чтобы определить перечень сквозных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ОО на всех уровнях и разработать методику их достижения.

Проект «Найди свой путь» ставит своей целью научить ребенка делать самостоятельный выбор через реализацию модельной образовательной программы компетентностного выбора. Проект предполагает создание ситуации выбора для детей на каждом уровне образования, вплетая это в обычный распорядок дня (выбор меню), в образовательную деятельность (онлайн курс, учебная практика), различные формы в виде фестивалей, волонтерских проектов и пр.

Одна из команд предложила реализовать в рамках своего проекта реверсивное наставничество, основываясь на мысли, что у каждого возраста своя сила. Проект «Лаборатория «Урагшаа Багша» нацелен на создание системы преемственности через лаборатории сетевого наставничества.

Проект «Профкомпас» предполагает создание профориентационного центра для всех уровней образования ДОУ-ОО-УДО-СПО-ВПО. Центр может работать как единое пространство профориентации детей с дошкольного возраста через профпробы, трудовые практики, профтуры, социальные практики, фестивали и пр.

Проект «Образовательный кластер «Точка развития» тоже предлагает создание образовательного кластера на базе ДОУ, ОО, УДО, СПО, ВПО, ВНП, где обучающиеся во всех уровней образования могут реализовывать индивидуальный маршрут по направлениям: учебный, спортивный, оздоровительный, творческий, технический.

Проект «Школа педагогической компетентности» направлен на подготовку кадров на всех ступенях образования по вопросам внедрения преемственности через формирование субъектности педагогов, участвующих в работе единой стажировочной площадки.

Проектная идея еще одной команды заключалась в создании профессионального туризма кадров ДОУ-школа-СПО-ВУЗ, где предполагаются профкомандировки педагогов по данной вертикали для развития профессиональных компетенций педагогов в целях обеспечения сквозных образовательных результатов.

Проект «Матрица успеха» ориентирован на создание единого образовательного комплекса «Школа-детский сад», где позиция педагога обретает многогранность за счет расширения его полномочий на разных уровнях образования, так, например, воспитатель детского сада вместе со своей группой переходит в начальную школу как «классная дама».

Проект «Фестиваль «Самый сок» решает проблему достижения взаимопонимания между участниками образовательного процесса через создание тематических площадок. Работа площадок (арт, образовательная локация, психодвиг, межличностное отношение, кладовая развлечений) предполагает смену ролей для всех участников образовательной деятельности.

Проект «Отражение» основывается на идее, что сквозные образовательные результаты у ученика такие как самостоятельность, инициативность, ответственность формируются через возможность и умение сделать выбор. И в рамках данного проекта формируется ситуация для развития данных качеств у педагога через внедрение корпоративной системы мотивации педагогов, формирования системы межпредметных модулей в рамках нелинейного расписания, проведения мультисубъектных событий «Не-урок».

Все команды получили обратную связь от команды экспертов и коллег по содержанию своих проектов и возможности дальнейшего развития. На финальной рефлексии были подведены итоги обучающего интенсива, который помог найти общий язык и пройти общий профессиональный путь развития для представителей совсем разных площадок и уровней образования. С заключительным словом о трехдневном образовательном мероприятии выступила Наталья Сандакова, первый заместитель министра oбpaзoвaния и нayки Республики Бурятия - председатель Комитета по науке и профессиональному образованию.

Завершилась Байкальская Летняя школа в Бурятии, конечно, коллективным исполнением ёхора – национального бурятского танца! Надеемся, слушатели Летней школы еще не раз станут активными участниками программ Центра «Шаг» и станцуют ёхор на Зимней, Осенней или Весенней школе! До новых встреч, друзья.
___
Корреспонденты ЛШ 2023 - Эржени Будаева, Дулгар Доржиева
Отзывы
Никто не расскажет о Летней Школе лучше, чем наши слушатели!
Батор Чимитов, директор Городского центра детско-юношеского туризма г. Улан-Удэ
«Большое спасибо вам за погружение в мир мозговых штурмов, баталий, переосмыслений, новых знакомств, идей и проектов. Это незабываемые три дня в Летней школе на берегу священного Байкала. Зарядился на 100%. Желаю всем реализации ваших идей и проектов во благо наших детей и образования Бурятии. Урагшаа Багша!»
Лариса Шелкунова, замдиректора по УВР Республиканской кадетской школы-интерната
«Спасибо» Летней школе говорим,
За опыт и идеи мы Вас благодарим.
Конкретно, четко о проектах говорили,
Результативные примеры приводили.

О том, как правильно их создавать,
Исследовать, работы оформлять.
Преемственность на всех этапах разбирали,
По данной теме многое узнали.

А сколько юмора и оптимизма – не отнять,
За это стоит должное наставникам отдать.
Энергия Байкала на ёхор вдохновила
И Летней школы всех участников объединила!

Давыдова Ирина, замдиректора по УВР Городского Дворца детского (юношеского) творчества
г. Улан-Удэ
«От стадии скепсиса, через стадию принятия и уже к восторгу - это сильно! Респект экспертам за профессионализм, перезагрузку, новые знания и смыслы! Всем коллегам спасибо за оптимизм, общение, вашу жизненную позицию и верность профессии! До встречи в кадровой школе Минобра и зимней школе с центром «Шаг»!»
Дарима Цыренова, директор Сосново-Озерской школы №1
«Благодарю организаторов за возможности, идеи, новые смыслы, знакомства, которые мы обрели на Школе кадрового резерва. Дорогие участники, коллеги! Благодарю вас за сотрудничество, творчество, энергию и позитив!»
Евгения Цынгунова, директор Центра детского отдыха "Эдельвейс" г. Улан-Удэ
«Летняя школа - это не только занятия, это еще и отдых! Школа завершилась, но полученный опыт, безусловно, останется с нами на всю профессиональную жизнь. Спасибо экспертам и всем участникам! Было здорово!»
Анна Сирина, директор Дома творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ
«Мне лично понравилось всё - это интересные лекции, увлекательные лаборатории, творческие мастерские! И особенно - работа в команде. У нас состоялась увлекательная работа над проектом, который вошёл в пятерку лидеров при оценке экспертов и участников»
Наталья Дарханова, директор Курумканской СОШ № 2
«Формат проведения мероприятия, постановка цели нашего трехдневного педагогического Совета стали эффективным активом в поисках решений идей и проектов. Желаю всем коллегам успешного воплощения проектов, роста, реализации и развития идей нашей Летней школы!»
Аюна Дармаева, заместитель директора по УВР Центра диагностики и консультирования г. Улан-Удэ
«Это был великолепный опыт, которые дал мне новые возможности, знания и, конечно, знакомства с интересными людьми. Хочу сказать большое спасибо Министерству образования РБ за организацию выездной летней школы, с нетерпением жду начала обучения в школе кадрового резерва МОиН РБ и зимнюю выездную школу»
Дарима Хамаганова, директор Лицея-интерната № 61 для одаренных детей
«Благодарю за богатый лекционный материал, который можно и нужно применить на практике Ирину Абанкину и Алексея Воронцова! За неугомонный драйв, профессиональное общение и возможность прокачать навыки командной работы, креативного мышления благодарю высококлассных, энергичных и просто очень обаятельных экспертов Центра образовательных инноваций "Шаг"! И особую благодарность выражаю нашему министерству за организацию такого массового мероприятия на живописном берегу Байкала, где собрались болеющие за образование единомышленники-коллеги!»
Команда № 5
«Команда №5 «Вилбемес» выражает огромную благодарность:
  • Министерству образования и науки Республики Бурятия, организовавшему выездную Летнюю школу и собравшему в одном месте столько талантливых, креативных и амбициозных людей,
  • экспертам Центра «Шаг», поделившимися с нами своими знаниями, опытом, зарядом энергии, позволив каждому из нас заглянуть вглубь себя и понять, а в том ли направлении мы движемся, вдохновившим нас на достижение новых вершин!
  • И конечно, мы будем с нетерпением ждать новых встреч со всеми участниками Летней школы!»
Команда участников из Заиграевского района Республики Бурятия
«Огромная благодарность организаторам и экспертам Летней школы за профессиональную работу, новые идеи, цели, общение! Дни на летней школе пролетели незаметно, но эмоции останутся с нами навсегда!»
Спасибо всем участникам за добрые слова! Мы работаем для вас!

Читать еще отзывы о Летней школе на Байкале
Летние школы предыдущих лет
Посмотрите, как это было!
2022
Летняя школа - Фестиваль
инновационных практик
11-12 августа 2022 года
г. Воронеж
онлайн-трансляция

Летняя школа - 2020
Тема: "Развитие творческого мышления дошкольников"
Результаты программы

  • ШАГ учит

    Команды детских садов смогли пройти эффективное повышение квалификации, освоили новые методики и инструменты
  • ШАГ творит

    Участники школы прошли практическое погружение в творчество
  • ШАГ вдохновляет

    Команды смогли выработать общее ценностное поле смыслов дошкольного образования, вдохновиться на инновационную деятельность, обрели уверенность в своих силах, как увлеченные профессионалы!
"Летняя школа проходит ежегодно, в 2023 году проходит десятая смена школы!

Мы принимаем заявки от регионов на такого рода интенсивы в любое время года. Это может быть Осенняя, Зимняя, Весенняя школа в вашем регионе. Если есть региональная команда управленцев и педагогов дошкольных организаций, заинтересованная в профессиональном развитии и росте, мы готовы разработать программу школы под ваши задачи и реализовать такой уникальный проект.


Это действительно авторская рабочая модель повышения квалификации педагогов, которая очень эффективна"

Наталья Шадрина
эксперт ШАГа
Читайте полное интервью о Летней школе
Оставьте заявку на участие в Летней школе,
и мы вышлем вам программу по дням
Сделайте шаг с нами!