В первый день участников ждала работа в исследовательской лаборатории, направленная на исследование проблематики и вектора развития образовательных организаций. Лаборатория прошла в формате расширенного педагогического совета, на котором 10 команд в составе представителей от каждого уровня образования и органов управления образованием решали ключевую задачу: как на каждом уровне образования обеспечить качество образования и качество образовательных результатов?
Представители дошкольного образования, начальной, подростковой и старшей школы, а также профессионального образования описали ключевые трудности при обеспечении качественных результатов образования на каждом уровне. Основными «болевыми» точками были названы:
- не сформирована учебная деятельность у детей, приходящих в школу из детского сада,
- ведущая деятельность ребенка в ДОУ – игровая, где он учится выбирать, проявлять инициативу, разворачивать целостные игровые сюжеты, поэтому задача научить читать и писать не является для детсада ключевой,
- необходимость поддержания авторитета учителя. В подростковой школе много времени уходит на поддержание дисциплины,
- к старшей школе дети не готовы осуществлять выбор, не готовы к профилизации,
- в СПО учащимся не хватает самостоятельности в обучении и навыка выбирать.
Участникам условного "педсовета" были представлены эксперты, которые отнеслись к итогам работы групп. В ходе обсуждения поднимались вопросы преемственности уровней образования, развития субъектности в образовании, необходимости реорганизации профессионального образования педагогов и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Ключевой задачей команд на ближайшие дни интенсива стало формирование моделей преемственности уровней образования в проектных группах. На первом этапе команды постарались определить проектную идею (фишку) по решению обозначенной проблемы преемственности.
Проектные идеи 10 команд были представлены в формате гайд-парка: каждая команда рассказала о своей идее, которая ляжет в основу модели преемственности. В числе идей проектов были такие как «Сетевое наставничество в формате реверсивного наставничества», «Разработка кодификаторов сквозных образовательных результатов и инструментов их оценки», Проект «Самый сок» – возможность менять роли педагогов и детей», «Профессиональный туризм кадров - миграция педагогов по линии: ДОУ-школа-СПО-ВПО», «Матрица успеха – соединение образовательных пространств, передача кадров для обеспечения и сопровождения на следующем уровне образования», «Сквозные образовательные результаты ученика как отражение сквозных образовательных результатов педагога» - формирование ситуации выбора как условия для развития самостоятельности, инициативности и ответственности у педагога», «Школа субъектности» - обучение преемственности субъектов образования» и другие проекты.
В ближайшие дни интенсива у команд будет возможность углубить проблематику и проработать механизмы своих проектов преемственности.
Лекционный блок первого дня Летней школы включал в себя разнообразие тем, раскрывающих тему становления личности в образовании. Так, о принципах средовой педагогики слушателям поведали Макс Че, разработчик и ведущий программ «Летний Городской НооГен» и «Креативный кампус» (г.Томск) и Катерина Григоренко, разработчик событийных образовательных форматов для детей и взрослых, автор технологических разработок в сфере средовой педагогики Марии Монтессори и социокультурного проектирования (г.Томск). Анастасия Кислицина, детский психолог, психотерапевт (г. Москва), в своей лекции коснулась темы самовыражения детей и взрослых через построение диалога.
Педагогические технологии как механизм, обеспечивающий вариативность современного образования, представил Алексей Воронцов, доцент дирекции образовательных программ МГПУ, эксперт Центра образовательных инноваций «Шаг» (г. Москва). В онлайн-формате к Летней школе присоединилась Ирина Абанкина, профессор, директор НИУ ВШЭ (г. Москва) и прочла лекцию на тему «Совершенствование организационного, финансового и управленческого механизмов в сфере общего образования».
День завершился рефлексией дня и творческим представлением команд.
___
Корреспондент ЛШ 2023 - Эржени Будаева